«Эй, турист, не ходи туда!»

Кадры для туротрасли

Неделю назад региональное правительство озвучило амбициозные планы: к 2024 году Севастополь должен войти в ТОР-10 самых популярных мест в России, посещаемых иностранными туристами. Предполагается создание «новых объектов туристического притяжения», в частности, военно-исторического парка на Федюхиных высотах «Патриот». Кроме того, намечена реконструкция парка Победы и сквера  Анны Ахматовой. Конечно, потребуется «развитие гостиничной инфраструктуры», а значит, строительство новых гостиниц. Мы спросили мнение наших читателей: «Что нужно для развития туризма в городе и нужно ли это севастопольцам?»

 

—Категорически против, чтобы Севастополь развивался как туристический центр,—заявил Валерий Федорович Савочкин.—Если Севастополь станет Меккой для туристов, резко вырастет количество торговых мест и услуг, подорожают продукты и товары, но нам, местным жителям, и так трудно. Развитие туризма связано со строительством гостиниц. Где их строить? В центре сносить исторические здания? Или снова точечная застройка для наживы компаний-застройщиков?
Наверное, когда много туристов—это хорошо для бюджета. Но для нас—нет. Мы ведь никак на себе не ощущаем, если в стране добывается больше нефти и газа. В СССР мы делали сами машины, трактора, телевизоры… Да, они были не самого лучшего качества, но свои. В Севастополе работали крупные предприятия—«Парус», «Маяк». Из нашего города увозили красавцы-краны. И не было такого, чтобы так обдирали людей. А сейчас больше «купи-продай». Я с болью наблюдаю за тем, что стало с городом. В 60-70-е годы каждый из жителей ощущал себя его частью, одним целым.
Мое мнение: пусть Севастополь остается базой Черноморского флота и должно быть развитие предприятий.
По мнению другого нашего читателя, Владимира Высоцкого, для того чтобы говорить о туризме, сначала необходимо привести город в порядок. Иначе не только местным жителям, но и туристам будет некомфортно. Серьезная проблема—отсутствие общественных туалетов, а без них туризм и вовсе может превратиться в настоящий экстрим. Приедут люди в Севастополь, потратят большие деньги, а потом выйдет, как в одной туристской песне: «До чего же мне, ребята, надоело жить вот так! Телеграмма уж готова, в ней всего четыре слова: «Мама, я хочу домой!»
—Что мы видим в городе? Сходите в центр после дождя—такого количества жвачки нет ни в одном культурном городе,—возмущается Владимир.—Элементарно нет туалетов. Бедные туристы! Кругом свалки, в каждом закоулке—горы мусора. Лучше им туда не заглядывать. Чтобы мы вошли в тот самый тоР, боюсь, нужно заново воспитывать целые поколения.
С Владимиром солидарен и Николай Семенович. К тому, что Севастополь может стать туристическим центром, он относится без особого восторга.
—Если мы ждем туристов, то следует с площади Нахимова убрать машины: в центре не должно быть такого движения,—считает Николай Семенович.—Конечно, нужны указатели, где и что расположено. Туристам трудно сориентироваться, приходится все показывать. В общественном транспорте необходимо объявлять остановки. В Казани в каждом троллейбусе и автобусе остановки объявляют на трех языках: русском, татарском и английском. Очень удобно. Не нужно нервничать и приставать к пассажирам. Мое мнение: тоР-10 для туристов и предпринимателей—хорошо, для местных жителей—не слишком.
Кстати, Казань входит в тоР-10 самых популярных городов для иностранных туристов. Что касается указателей, то первые подвижки в этом направлении уже есть. Например, на Историческом бульваре теперь невозможно заблудиться: здесь размещены всевозможные стенды, указатели, информационные таблички. И даже имеются бесплатные туалеты.
Два наших других читателя, Алим Абасович и С. Драпкин, приветствуют инициативу регионального правительства, полагая, что в городе появится много новых рабочих мест. Но для этого, по словам мужчин, все-таки потребуются колоссальные изменения.
—Для того чтобы Севастополь стал к 2024 году самым популярным туристическим местом, есть предпосылки: климат и Черное море,—говорит Алим Абасович.—Все остальное зависит от труда человека. Для этого требуются колоссальные средства: строительство отелей, санаториев, современных пляжей, очистных станций. С этой точки зрения я отношусь положительно к развитию туризма. Появится много новых рабочих мест с приличной зарплатой. За счет туризма процветают не только отдельные города, но и целые государства.
Драпкин С. (читатель принес в редакцию письмо, к сожалению, указав только первую букву своего имени) уверен: развитие туризма—это возможность перезагрузки для нашего города.
«Да, нужно. И еще как нужно. И работы здесь—непочатый край. Ежегодно в Севастополе многочисленные туристы получают огромное впечатление от флотской, морской, русской истории. Но история Севастополя—история людей разных национальностей,—написал Драпкин.—И это утверждение можно проиллюстрировать многочисленными примерами. В Севастополе оглушительно гремит имя героя Чесменского сражения Клокачева, командира корабля, представителя среднего командного звена. А вот имя адмирала Самуила Карловича Грейга, командира эскадры в Чесменском сражении, оказалось наглухо засекреченным. Адмирал Фома Фомич Мекензи (Томас Маккензи)—командир эскадры, руководитель строительства первых сооружений, основатель Севастополя и первый градоначальник, герой Чесменского сражения. Ему только в 90-е годы «сделали одолжение»: назвали его именем скверик в районе частной застройки поселка Голландия, на далеких задворках».
Читатель в своем письме вспомнил Лейба Ануровича Фронштейна, который дважды избирался городской головой Севастополя. По свидетельству севастопольского врача Закревского, «этот 80-летний старик пользовался уважением у всего городского населения (журнал «Морской сборник», 1862 год). Заслуги адмирала Алексея Самуиловича Грейга читатель выделил особо. В марте 1816 года Грейг получил назначение на должность главнокомандующего Черноморским флотом, одновременно—военного губернатора Севастополя и Николаева. Находясь в этой должности до 1833 года, адмирал многое сделал для восстановления пришедшего в упадок флота. Заботился об увеличении числа кораблей и усовершенствовании их конструкции, участвовал в создании первых паровых судов, организовал постройку большого числа малых судов для практического обучения морских экипажей. Кстати, именно Грейг поддержал предложение своего штабного офицера лейтенанта В.И. Мелихова об учреждении в Севастополе Морской библиотеки. Она была открыта 21 июня 1822 года.
Также наш читатель предлагает напомнить севастопольцам о профессоре Валентине Соломоновиче Кофмане: «Именем великого хирурга Пирогова названы и 1-я горбольница, и военно-морской госпиталь, и площадь, и улица. Но не слышно имени главного хирурга Приморской армии во вторую оборону—профессора Валентина Соломоновича Кофмана. Только в 2010 году его именем назвали улицу в отдаленном дачном районе»,—пишет Драпкин.
Как и Пирогов в период первой обороны города, хирург Кофман оперировал под огнем. Валентин Кофман подлежал эвакуации вместе с другими командирами высоких рангов. Однако, нарушив приказ, посадил на свое место в самолете медсестру с новорожденным младенцем. Он остался со своими пациентами и погиб. В официальных документах сказано: «Все сходится к тому, что 3 июля 1942 года В.С. Кофман был расстрелян фашистами вместе с начальником медицинской службы морской базы военврачом 1-го ранга М.З. Зеликовым и начальником 41-го госпиталя военврачом 1-го ранга Злотниковым».
—Эти люди сделали многое для Севастополя, и туристы должны знакомиться с реальной историей как со всесторонней, многогранной картиной,—считает Драпкин.
Уже совсем скоро начнется туристический сезон. Прогнозы на него у чиновников самые благоприятные. А вот к 2024 году, по словам Дмитрия Овсянникова, «город должен быть готов принять свыше одного миллиона семисот тысяч туристов в год, что превысит сегодняшний показатель почти на 40%». Безусловно, потребуется развитие гостиничной и в целом городской инфраструктуры.
Как отметил глава города, одна из главных задач в сфере туризма лежит за пределами экономической выгоды, «поскольку поездка в Севастополь для россиян—это возможность отдать дань памяти подвигу наших предков, посетить места боевой славы, среди которых 35-я батарея, Малахов курган, Сапун-гора».
Однако общий вывод читателей таков: для того чтобы в городе было комфортно и туристам, и местным жителям, нужно очень хорошо потрудиться.

 

Анна БРЫГИНА.

 

______________________________

 

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «По данным «Севастопольстата», в 2017 году среднемесячная зарплата в Севастополе перешагнула отметку в 26 тысяч рублей. Сколько получаете вы и какой, по вашему мнению, должна быть заработная плата для достойной жизни?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 28 апреля, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 1 мая.

Sorry, there are no polls available at the moment.
Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера