Без меня меня женили?

Офицеры Следственного комитета — о своих героических предках

Мы, ветераны крейсеров «Михаил Кутузов» и «Дзержинский», с интересом прочли в газете «Слава Севастополя» статью В. Стефановского «Крейсер». Ветераны с удовольствием поблагодарили капитана 2 ранга В. Стефановского в 2009 году за финансовое обеспечение издания книги журналиста А.Н. Лубянова «Черноморские крейсеры проекта 68-бис». На стр. 481-492 книги были подробно описаны сложности перевода крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийск. В этом организационная заслуга ветерана ВМФ, бывшего премьер-министра России Евгения Максимовича Примакова.
В те годы тов. Стефановский почему-то не проявлял активности в предупреждении неподготовленности Новороссийска к приему крейсера. А вот командир БЧ-5 КРЛ «Дзержинский» А. Муленко обращался с письмом к начальнику технического управления флота с предупреждением о сложности стоянки крейсера в Новороссийске. Однако ответ носил успокоительный характер. В 2005 приказом министра обороны России крейсер был введен в состав Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Затем, в 2014 г., когда встал вопрос дооборудования крейсера на соответствие классу музея, мы обратились к директору Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге с предложением использовать наши усилия в организации и выполнении определенных работ на корабле с привлечением старшин, ветеранов крейсера «Дзержинский», проживающих в Архипо-Осиповке. На исх. № 81 от 25.02. 2014 г. нами был получен отказ: «Мы сами справимся».
А сегодня мы «восхищаемся» смелостью автора пренебрегать присутствием в Севастополе совета ветеранов крейсера «Михаил Кутузов», руководство которого все годы участвует в обеспечении нормальных условий эксплуатации корабля-музея. Также без внимания остался совет ветеранов эскадры флота. Следовательно, опубликованная статья свидетельствует о неуважении автором целого семейства народных правил, выработанных веками: «Не бить в колокола, не глянув в святки», «Не зная броду, не суйся в воду». Есть и такое правило: «От добра добра не ищут».
Речь в публикации В. Стефановского идет о переводе крейсера-музея «Михаил Кутузов» из порта Новороссийск в «какую-нибудь» севастопольскую бухту. При этом вопрос перевода с Центральным музеем ВМФ не согласован. С законодательным собранием города также не обговорено гипотетическое место стоянки корабля. О губернаторе города также ни слова. Совет ветеранов крейсера тоже оставлен в стороне, воистину «без меня меня женили».
В аргументах автора статьи приводится предложение о набережной Корнилова. При этом финансирование и юридически обоснованное место стоянки в Севастополе корабля длиной 220 метров, шириной 22 метра, водоизмещением 11810 тонн и с условием необходимой глубины места стоянки не меньше 8 метров не принято во внимание и никак не оформлено. К тому же необходима определенная длина причальной стенки для заводки носовых и кормовых швартовов, а также место для заводки якорей с литерной длиной якорных цепей. Причал должен иметь и соответствующее оборудование для обеспечения стоянки корабля.
Все предлагаемые на словах места стоянки плавмузея в севастопольских бухтах не выдерживают никакой критики ни с эстетической, ни с экономической, ни с юридической точки зрения. Не обоснованы аргументы обеспечения безопасности стоянки корабля, а также его использования в качестве учебной базы для Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова.
Все потому, что такого удобного и привлекательного места, как в Новороссийском порту, в севастопольских бухтах нет. А создавать его нет смысла и накладно. Вот и возникает вопрос о целесообразности этой статьи В. Стефановского о КРЛ «Михаил Кутузов». На наш взгляд, корабль должен оставаться в Новороссийске, куда к нему уже проложена тропа народной памяти и интереса. Ежегодно там корабль посещает порядка десяти тысяч туристов, а также студенты и курсанты морских училищ. Мы тоже уделяем внимание крейсеру-музею.
Около месяца назад мы отправили письмо главнокомандующему ВМФ с изложением своей точки зрения об отсутствии необходимости перевода «Михаила Кутузова» в Севастополь. Копия нашего письма передана в Клуб адмиралов, и в первом чтении получен положительный отзыв. Поэтому мы никак не воспринимаем приведенный перечень адмиралов в статье тов. Стефановского, которые якобы одобряют перевод крейсера в Севастополь. В совете ветеранов крейсера «Михаил Кутузов» подобных писем от адмиралов нет.
КРЛ «Михаил Кутузов» построен по проекту и по технологии первой половины прошлого века. Этот объект с паротурбинной силовой установкой учебным целям не соответствует. Мы убеждены, что перевод крейсера-музея «Михаил Кутузов» в Севастополь лишен смысла. А Новороссийск с советских времен является шефом КРЛ «Михаил Кутузов». В Новороссийске подход к нему—это прогулка по красивой части города. Новороссийская бора угроз крейсеру не представляет, прижимая его левым бортом к причалу. Такого причала в Севастополе нет. Для учебной базы ЧВВМУ им. П.С. Нахимова следует поставить корабль с газотурбинной установкой и насыщенный автоматизированными устройствами. На наш взгляд, не следует активистам изобретать новые методы затрат государственного бюджета на пустые работы и без особой нужды будоражить воображение граждан города-героя Севастополя.

 

Н. МАЛИНКА, командир КРЛ «Михаил Кутузов», капитан 1 ранга.

А. МУЛЕНКО, командир БЧ-5 КРЛ «Дзержинский», капитан 2 ранга.

Другие статьи этого номера