Герои скульптора Владимира Суханова «гостят» в Балаклавском Дворце культуры

Герои скульптора  Владимира Суханова  «гостят»  в Балаклавском  Дворце культуры

В канун Дня Победы в Балаклаве открылась персональная выставка работ скульптора Владимира Егоровича Суханова. Если народ принимает его скульптуры, значит, скульптор—народный. Если скульптор заслужил уважение севастопольцев, значит, он—заслуженный скульптор. Далеко не все севастопольцы знают, что в нашем городе огромное количество его работ. Привыкнув к памятникам на улицах белокаменного, жители Севастополя не всегда интересуются историей их создания: сила привычки не всегда служит добрую службу. Время открытия выставки выбрано не случайно. Большая часть памятников, созданных скульптором, посвящена страницам истории Севастополя в годы Великой Отечественной войны, её героям.

 

Директор Балаклавского дворца культуры Марина Ткачева счастлива знакомством с мастером: «Во время подготовки к выставке мне довелось лично познакомиться с Владимиром Егоровичем и общаться с ним. Он—необычный человек, самобытный и талантливый, с богатой творческой биографией. Его скромность настолько велика, что на протяжении пятидесяти лет он работает в маленьком подвальном помещении, где и хранятся все его творческие работы. А это и картины, и барельефы, и скульптуры. Удивляют бюсты—скульптурные портреты наших заслуженных современников. Это Герои скульптора  Владимира Суханова  «гостят»  в Балаклавском  Дворце культурыценный культурный пласт, который необходимо нести в массы и дарить людям. Для этого и нужна была выставка. Ее проведение требовало материальных затрат и выполнения организационных работ. Помощь в организации и проведении выставки предложил Дмитрий Голиков—руководитель общественного движения «Доброволец».
Сам депутат Балаклавского муниципального образования постоянно в делах и заботах. Но он не смог пройти мимо идеи организовать к Дню Победы выставку работ Суханова. Дмитрий Голиков не скрывает: «Я, как и многие горожане, знал работы севастопольского скульптора Станислава Чижа. И полагал, что все памятники—плод его труда. Совсем недавно я заинтересовался историей некоторых мемориальных досок, скульптур, памятников. Оказалось, что автором большого количества замечательных работ является Владимир Суханов. Владимир Егорович, безусловно,—заслуженный скульптор. Его прекрасные работы необходимо показывать соотечественникам, а для этого нужно проводить выставки».
Перечислять работы Суханова на улицах нашего города можно долго. Еще дольше можно рассказывать об истории их создания. Далеко не прост путь от идеи памятника до её реализации. Он требует не только физической силы и крепкого здоровья, но и нервного напряжения при отстаивании перед начальством своей точки зрения.
Например, памятник «Бойцам невидимого фронта»—разведчикам Черноморского флота—расположен рядом с памятником Екатерине II. Он находится в самом центре города, между штабом флота и Домом офицеров. Видят его ежедневно тысячи севастопольцев и гостей города. Владимир Егорович вспоминает: «Эту работу заказала нам воинская часть разведчиков. Работали мы с главным архитектором Баглеем и архитектором Шеффером. Мы вместе рисовали эскизы, пока не нашли удачную, интересную композицию. Я рисовал и лепил эту работу, а в граните ее выполнил замечательный рубщик по камню Солдатов».
Еще одна скульптурная композиция—«Медикам Великой Отечественной войны», установленная напротив кладбища Коммунаров, у 1-й городской больницы. Суханов считает её одной из самых удачных, но работу над монументом называет предельно сложной: «Медики собрали небольшую сумму и обратились ко мне. Я с удовольствием взялся за эту творческую и интересную работу. Сделал десятка два эскизов и понес на градостроительный совет. Там меня раскритиковали в пух и прах, отправили восвояси. Герои скульптора  Владимира Суханова  «гостят»  в Балаклавском  Дворце культурыПрисутствовавший на совете главный архитектор Баглей попросил, чтобы я остался. Мне было предложено выполнить работу совместно с архитектором Валентином Михайловичем Артюховым. Появился новый эскиз. Камень уже был заготовлен. Я вылепил модель в натуральную величину. Потом огнем начали обрабатывать этот красный камень. И памятник был готов в срок».
И в новейшей истории были коллизии с памятниками. Они и по сей день не разрешены. Владимир Егорович сетует: «Шеффер предложил мне в 2015 году принять участие в разработке памятника Потемкину. Место для его установки выбрали удобное и выгодное. Я почитал литературу (сочинения Валентина Пикуля), материалы, описывающие костюмы и образ, и с удовольствием взялся за работу. В глине был воплощен первый эскиз. Образ получился интересный. В нем я постарался передать, как Потемкин говорит, «здесь будет город Севастополь!», указывая рукой на это место. Но у меня есть опасения, что москвичи привезут, поставят свой памятник Потемкину и нас не спросят. Работа и по сей день не завершена. Москвичи обещали привести и поставить памятник. Но предположительно размер его—грандиозный, он не соответствует облику нашего города».
Выставка—плод многодневного труда группы энтузиастов. Но насколько актуальна она сейчас, какое количество посетителей может привлечь, кому она адресована? Ответ дает Дмитрий Голиков: «Она адресована севастопольцам, балаклавцам и гостям нашего города. Выставка расширяет кругозор всех, кто интересуется историей нашего города. Посетители будут. Важно, чтобы люди о ней знали. Выставка оформлена очень эстетично. Работать она будет до середины июня. Это наш вклад в патриотическое воспитание молодежи, в просвещение современников и земляков».
Не так давно в Балаклаве, в филиале детской библиотеки № 9 на улице Невской, прошел турнир школьников-краеведов. Было много интересных вопросов и заданий, например: «Что изображено на фотографии и где этот объект находится?» Школьники четко и подробно рассказали историю создания и место нахождения памятника «Седьмой бригаде морской пехоты»—жидиловцам.
Суханов на секунду задумался: «Этот памятник—первая моя самостоятельная творческая работа в Балаклаве после окончания училища. Это железобетонная конструкция, которую сделали здесь сообща всем миром. Герои скульптора  Владимира Суханова  «гостят»  в Балаклавском  Дворце культурыИнициатором создания памятника был генерал-лейтенант Е. Жидилов. Приехав в Балаклаву, он обратился в райком партии. В то время я, выпускник Симферопольского училища по специальности «скульптор», работал художником-оформителем в Доме культуры. Мне поручили взяться за этот проект. Выполненные мною эскизы необходимо было утвердить. Севастопольский союз художников мою работу не утвердил. Пришлось пойти на подлог. Я поехал в Киев. И там мой проект утвердили. Киев поручил дальнейшее сопровождение работы симферопольскому союзу художников. В шестьдесят восьмом году памятник был установлен. На общественных началах в его финансировании принимал участие весь Балаклавский район: рудоуправление, лесхоззаг, кирпичный завод, многие мелкие предприятия. Ответственным за установку памятника был назначен Петр Павлович Комарчук—второй секретарь райкома партии. Благодаря его ответственному и требовательному отношению к делу работа двигалась быстро. Размеры памятника: девять метров—высота, три метра шестьдесят сантиметров—ширина и метр— толщина. Нужно мне две тонны гипса—я иду к нему. Он тут же находит, где его взять. Нужна глина, одиннадцать машин. Я ее получаю. Памятник мы лепили в гараже рудоуправления. В помощники мне дали ребят, которые к искусству не имели никакого отношения, но физически были сильными. Композиция состоит из двух стел. На первой находится рельеф—матрос с автоматом, вторая стела—текстовая. Расположен памятник на спуске к селу Хмельницкому, по правую руку, на склоне горы Гасфорта. В то время, когда его устанавливали, местность была открытая, «лысая», просматривалась отовсюду. Позже посадили сосны, и они поднялись. Сейчас найти памятник можно, только если ты знаешь, где он находится».
Выставка, хоть и персональная, но не полная. Есть работы мастера, которые нельзя привезти. Памятники, которых по всему городу десятки, не привезешь, а макеты их не сохранились. Потому на выставке присутствуют фотографии некоторых объектов.
Еще одна интересная история—бюст Тотлебена на склепе. После того как немецко-румынские захватчики, оккупировавшие город, сгинули, пропал бюст Тотлебена с братского кладбища на Северной стороне. Суханову была поставлена задача: восстановить то, что немцы увезли в Германию. Владимир Егорович приложил все силы: «Для восстановления бюста Тотлебена я получил заказ от организации «Крым-Москва», находившейся в Симферополе. При выполнении этой работы получился небольшой казус. Бюст надо было делать в мраморе. Я модель выполнил, а мрамора не оказалось. Чтобы не подвести заказчика, выполнил гипсовый бюст. И в нужный срок его поставили. В то же время заказали кусок мрамора из Турции. И уже через год поставили бюст Тотлебена, но уже в мраморе. Сегодня каждый посетитель Братского кладбища на Северной стороне может подойти к склепу и увидеть эту мраморную фигуру».
Знакомясь с творчеством Суханова, Дмитрий Голиков пришел к неожиданному решению: «Очень хорошо, что состоялась выставка. Состоялся творческий вечер, на котором все желающие смогли пообщаться со скульптором. В то же время я был удивлен, узнав, что Владимиру Егоровичу никогда не присваивались почетные звания, отражающие творческие заслуги перед городом. И пришла идея: учредить премию «Народное признание». Если заслуги скульптора не хотят признавать чиновники города, то этим правом должен обладать и воспользоваться народ. Мы с партией «Единая Россия» совместно с общественной палатой, с общественным движением «Доброволец» и «Фондом мира» учредили такую премию. Впервые она была вручена 5 мая 2017 года—балаклавскому скульптору В.Е. Суханову на творческом вечере, посвященном открытию его персональной выставки».
А еще на выставке представлен ряд акварелей Владимира Суханова. Это его давнишняя и любовь, и страсть. Он ведь в училище им. Самокиша поступал первоначально по классу рисунка. И вот только теперь смог вернуться к акварели. Эти работы стоит посмотреть!

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.

Другие статьи этого номера