Севастополь—Москва—Севастополь

Севастополь—Москва—Севастополь

В Москве я не был ровно пятнадцать лет! А тут—творческая командировка от Союза театральных деятелей России. Сумасшедшая неделя в огромном мегаполисе, разросшемся до масштабов маленькой европейской страны. Без преувеличения. Сказать, что Москва изменилась,—не сказать ничего! Вот и родилась идея описать «профиль» нашей столицы в самой наблюдательной рубрике «Профили».

 

Севастопольский автовокзал… Если мне не изменяет память, это здание никогда не достраивали и особо не модернизировали. А зачем? Стоит себе и стоит. Туалет, правда, на улице, и открывается (не падайте в обморок!) ровно в шесть часов утра! А до этого времени функции санузла выполняет… роща неподалеку.
Автобус. Очень комфортабельный и скоростной—грех жаловаться. Но вот «технические» остановки в течение двух с половиной часов не предусмотрены. К концу поездки у некоторых пассажиров были крайне страдальческие лица.
Аэропорт «Симферополь». Повышенные меры безопасности. Тут все понятно, и граждане без обид и упреков выполняют все просьбы сотрудников полиции и службы безопасности. Багаж—на эскалатор и под рентген. А пассажирам необходимо пройти через «рамку».
Самолет авиакомпании «Аэрофлот», но почему-то «Боинг-737»! С грустью вспомнились наши «пузатые» аэробусы «Ил-86»… Полетели! Делаем большой крюк, облетая (на всякий случай!) территорию «дружественной» сопредельной страны. В результате полет длится два с лишним часа. Приземлились почему-то в «Домодедово». Сверхсовременный аэропорт со всеми удобствами. Сказка только начинается.
До гостиницы меня везет друг на своем внедорожнике. Верчу головой по сторонам, как колхозник, впервые попавший в столицу. Все новое: мосты, развязки, автобаны, дома в двадцать этажей и больше… Москва действительно изменилась до неузнаваемости, разумеется, в лучшую сторону.
Гостиница «Восход», пятнадцатый этаж, шикарный номер на двоих с видом на Останкино. Каждое утро в гостиничном кафе вы можете съесть все что угодно и сколько угодно. Правда, мы с соседом по номеру (он—артист из Оренбурга) с первой попытки научились расхищать пищу «на потом». А сейчас читаем по слогам: «В гостиницах Москвы запрещено курить». За нарушение—штраф 1700 рублей. Курить только в стороне от входа в гостиницу. Ага, была охота мотаться на лифте вверх-вниз! Нашли потайной балкон—проблема с курением сразу отпала. Персонал—гастарбайтеры из стран Средней Азии. Наш этаж, к примеру, обслуживали робкие девушки-узбечки. Русский язык знают на уровне «когда у вас можно убрать?» и «нужно ли поменять белье?» Но благодаря им чистота на этаже и в номерах—как в операционной.
Этим же вечером—«перекличка» в СТД. Наша группа состоит из шести человек, из них две—женщины. Все—из разных театров огромной страны: Сахалин, Дальний Восток, Сибирь… Из Крыма—я один такой везунчик. Наш куратор, милейшая Ирина Антонова, спрашивает о пристрастиях каждого и в соответствии с ними выдает «разнарядки» на спектакли в виде электронных билетов. Я, разумеется, выбираю наиболее скандальных: Женовач, Серебренников, Богомолов… Изматывающая «пытка театром» началась!
Театры. Глупо говорить, что Москва—театральная столица мира. Это факт. О настоящем количестве театров в первопрестольной не знают даже в СТД. Ведь кроме муниципальных, академических и общепризнанных, существует великое множество любительских, студенческих, частных и неизвестных театров. Если вы пройдетесь по центру, то в глазах будет рябить от вывесок с названиями театров и премьерных афиш. Но дело даже не в количестве, а в том, что все залы забиты до отказа! На всех пяти спектаклях, которые смотрел я, были аншлаги с приставными стульями. А ведь речь идет о залах, вмещающих около тысячи зрителей. И самое для меня неожиданное: больше половины зрителей—молодые люди в возрасте 16-25 лет! Может, мы зря обвиняем молодежь в отсутствии культуры и духовной пустоте?! Ничего подобного: горящие глаза, гробовая тишина в зале, адекватная реакция на происходящее. Мне стало радостно и за них, и за артистов. Без работы они (артисты) уж точно не останутся. И это несмотря на достаточно дорогие билеты—полторы-две тысячи рублей!
Тенденции. Выводы я делаю на основании спектаклей, увиденных собственными глазами. Назвал бы одним словом—декаданс (в хорошем смысле). Да-да, то самое состояние, близкое к упадничеству, депрессии, а местами—к безнадеге. Мне так это легло на душу, что иногда казалось, будто я смотрю собственный спектакль! Видимо, депрессивные идеи витают в воздухе и в головах создателей эпатажных спектаклей. Для примера: главная сцена страны—МХТ, «Братья Карамазовы» Достоевского в постановке одного из самых модных столичных режиссеров Константина Богомолова. Продолжительность спектакля—почти четыре часа с двумя антрактами! На сцене—несколько огромных мониторов и два видеооператора, которые, не прячась, снимают крупные планы всего происходящего. Эти «картинки» транслируются на мониторы в режиме реального времени. Все артисты работают с радиомикрофонами, что позволяет им говорить почти шепотом…
Роль Алеши Карамазова исполняет… женщина, а все действие разворачивается не только на сцене, но и в разных точках зала. Не поверите, но завораживает! Зрители готовы опоздать на метро, но тихонько сидят до конца и внимают. Излишне повторять, что зал забит до отказа, а стоимость билетов—от двух тысяч рублей! Пытаюсь ответить на свой же вопрос: неужели у них такая потребность приобщиться к классике или все-таки налицо фактор снобизма? «Как, вы не смотрели «Карамазовых» в МХТ?! Много потеряли! Обязательно сходите. Мы вот с подругой вчера были». Определенно ответить я не смог, но то, что театральная жизнь Москвы не просто кипит, а фонтанирует,—это реальность.
Метро. К старым ухоженным станциям прошлого века каждый год добавляются еще две-три. Очень стильные и современные. Мобильная связь и Интернет—повсюду. Раньше в метро можно было увидеть множество пассажиров с книгами в руках, сейчас подавляющее большинство утыкается в свои телефоны и гаджеты, а наушниками полностью отгораживается от внешнего мира. Люди даже не смотрят друг на друга! А потом жалуются на одиночество в современном мегаполисе. Но ведь они даже не оставляют себе ни малейшего шанса заметить красивую девушку напротив и пригласить ее в кино. Нет, все сосредоточенно ставят кому-то «лайки», пишут комменты, создают новые посты, знакомятся и приглашают «в друзья», вместо того чтобы поднять глаза и, возможно, встретить свою судьбу… Немного грустно и обидно за них. Кстати, одна поездка в метро обойдется вам (сейчас лучше присесть!) в 55 рублей, но никто особо не ропщет.
Архитектура. Уверен, что когда-нибудь москвичи установят бронзовый памятник Сергею Собянину на площади его имени! Если Москва девяностых напоминала «палаточный» городок, то сейчас все «палатки», павильоны, торговые ряды и так называемые МАФы безжалостно срезаны бульдозерами. Все исторические здания бережно восстановлены, а на месте ветхого жилья построены головокружительные небоскребы в стиле «хай-тек»! И ведь такое соседство барокко, сталинского ампира и современного индастриал удивительным образом сочетается и гармонирует. Памятники тщательно реставрируют и сохраняют. Повсюду таблички «Объект культурного наследия. Охраняется государством», и ни у кого не возникает соблазна снести дом XVIII века, чтобы построить торговый центр или гостиницу.
Люди. Коренные москвичи (эти милые старички и старушки!) по-прежнему приветливы и учтивы, вежливы и воспитанны… Приезжие замкнуты исключительно на собственных проблемах. Их мало что интересует, только то, на чем можно заработать «быстрые и легкие деньги». Но при этом все много работают (сравниваю с ситуацией пятнадцатилетней давности)—иначе не выжить. Точно по Жванецкому: «В драке—не выручат, в войне—победят!»
Мост. Лечу домой! Ясная погода, и с высоты 11000 метров вижу тонкую нитку моста от Тамани к острову Тузла. Так, значит, это правда, и «телевизор» не обманывает?! Мост действительно строится, и совсем скоро можно будет из окна поезда «Севастополь—Москва» увидеть море… Наверное, вид этой грандиозной стройки века стал для меня самым сильным впечатлением. Чем-то этот мост напомнил мне пуповину, связывающую младенца с мамой… Любопытное сравнение.
Вот и все, что я успел рассказать о нашей замечательной столице. Жаль, что «за кадром» остались интересные встречи с умными и добрыми людьми, приключения в ночном городе, путешествие на «Ласточке» по новой кольцевой наземной железной дороге… Много чего, но… Но, может быть, все только начинается, и мы перестанем быть «провинцией у моря», а станем действительно городом федерального значения?.. И построим новые дороги, современные жилые дома, проложим хотя бы одну веточку метрополитена, возведем мост через бухту… Наверняка. Главное—не упустить время жить в Севастополе!

 

К сему Андрей Маслов.

Другие статьи этого номера