К истокам

К истокам

Лучшая часть наших предков жила и действовала под девизом «За веру, царя и Отечество». В эти дни в новом выставочном зале византийского корпуса музея-заповедника «Херсонес Таврический» работает выставка «Русская Православная Церковь и дом Романовых после революции 1917 года (1917-2017 годы)».

 

Она посвящена не только вековому юбилею революционных событий в нашей стране, но и 230-летию посещения Крыма, Севастополя Екатериной II. По благословению Высокопреосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря выставку подготовили ученые-херсонеситы, региональные Императорский культурный центр и Дворянское собрание.
Тема «Дом Романовых и Русская Православная Церковь»—это свод сведений об основополагающих событиях в истории нашего государства.
Лишь отдельные моменты прошлого нашего города… Византийский корпус музея-заповедника, где оформлена выставка, расположен рядом с восстановленным величественным Владимирским собором. С инициативой его строительства выступил Александр II. 23 августа 1861 года император вместе с императрицей заложили первый камень в основание храма.
Где-то там, под землей, хранят прикосновения рук августейших лиц и медная доска с отлитыми на ней именами высоких духовных и светских участников церемонии, и по доброй традиции уложенные ими десятирублевые золотые монеты.
В течение затянувшегося на двадцатилетие возведения Владимирского собора представители императорского дома ни на день не забывали о нем. Так, император сразу пожертвовал из своих средств тысячу рублей на нужды строителей, заказал 111-пудовый колокол.
В октябре 1863 года наследник престола великий князь Николай Александрович, к сожалению, ушедший из жизни полтора года спустя, специально совершил поездку в Севастополь, чтобы положить первые два камня «в стене горнего места среднего алтаря, начинавшего первый ряд кладки собора сверх фундамента».
В августе 1867 года великий князь Владимир (третий сын императора) положит первый камень в основание первого ряда кладки верхнего храма. Им же был установлен крест белого мрамора над частицей мощей своего небесного покровителя—Владимира-Крестителя. Великий князь Владимир принял на себя и обязанности ктитора (старосты) собора—должность и почетную, и хлопотную.
Освящение нижнего храма во имя Рождества Богородицы состоялось уже в период царствования Александра III. На этот период пришлось 1000-летие Балаклавского Георгиевского монастыря. К юбилею приурочили восстановление в обители храма Рождества Христова и учреждение в Екатеринодаре подворья.
Хроника жизни Николая II изобилует сведениями о его посещениях в сопровождении императрицы и их августейших детей и Балаклавского Георгиевского монастыря, и инкерманской обители святого Климента Римского, и Свято-Митрофановской церкви на Корабельной стороне, и Князь-Владимирского собора—усыпальницы адмиралов, и, естественно, Владимирского собора в Херсонесе.
Подобным образом боголюбивые члены дома Романовых поступали на просторах империи. Могло ли это после переломного 1917 года оказаться под спудом забвения? Экспонаты выставки свидетельствуют об обратном. Кого оставит равнодушным текст обращения в Российский императорский дом в изгнании 28 июня 1929 года митрополита Антония Храповицкого со следующими словами: «В ознаменование памяти мученической гибели государя-императора Николая Александровича и всей его семьи объявляю день 4 июля Днем всеобщей скорби русских людей. Надеюсь, что повсеместно Русская Православная Церковь в этот день будет возносить молитвы к престолу Всевышнего за души погибших за Россию и ее народы царственных мучеников».
Душу трогает обращениеК истокам к его императорскому величеству государю императору российского престола Кириллу Владимировичу иеросхимонаха Варсонофия и братии: «С глубочайшим благоговением спешим принести вашему величеству свою верноподданническую иноческую благодарность за соизволение, данное вашим величеством престолонаследнику цесаревичу и великому князю Владимиру Кирилловичу, принять нашу обитель Св. Иоанна Златоуста на святой горе Афон и спасающуюся в ней братию под свое высочайшее покровительство».
К его императорскому величеству государю императору российского престола Владимиру Кирилловичу с различными нуждами обращаются не только духовные лица, но и оказавшиеся в изгнании яркие представители русской интеллигенции. 22 ноября 1933 года «вашего императорского высочества всеподданнейший слуга Иван Бунин» приносит великому князю благодарность за полученное приветствие (видимо, в связи с присуждением писателю Нобелевской премии.—Авт.).
На выставке представлены также документы, относящиеся к нашим дням. Так, в декабре 2013 года своим указом патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского первой степени ее императорское высочество великую княгиню Марию Владимировну Романову «во внимание к трудам во имя церкви и в связи с 60-летием со дня рождения».
В своем выступлении на церемонии открытия выставки и в интервью корреспонденту «Славы Севастополя» советник Российского императорского дома В.В. Пилькевич отметил, что представленные у нас экспонаты взяты для показа из богатого архива Российского императорского дома. Одна его часть хранится в Испании, другая—в России.
Со словами благодарности Владислав Валерьевич отметил участие сотрудников музея-заповедника «Херсонес Таврический» в оформлении выставки. В витринах помещены гостевые книги с автографами, оставленными причисленными Русской Православной Церковью к лику святых государем-императором Николаем II, императрицей Александрой Федоровной, юными княжнами Ольгой, Татьяной и Марией. Свои автографы в гостевых книгах также оставили вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Михаил Александрович и другие высокие представители дома Романовых. Фотографии из фондов музея дают представление о посещении ими Херсонеса Таврического.
Любителям старины предоставлен редкий случай взглянуть на образцы мебели более чем вековой давности и детский портрет в мраморе тончайшей работы. Неизвестный мастер, говорят, создал скульптурное изображение цесаревича Алексея. В то время существовал обычай до трехлетнего возраста мальчиков наряжать в одежду девочек. Говорят также, что и мебель в свое время была доставлена в Севастополь из Ливадийского дворца. «Эти слухи, предания можно принимать как версию, не более того. Хорошо было бы подтвердить их документами. Но их у нас нет»,—сказала директор Государственного музея-заповедника Светлана Мельникова. Почему выставка открыта именно в «Херсонесе Таврическом»? На этот вопрос директор ответила так: «У меня на этот счет сомнений не было. Наша страна в этом году осмысливает уроки событий вековой давности. Но наша история началась не в 1917 году, не в 1991-м. Россия—страна с более чем тысячелетней историей. И не случайно то, что в Херсонесе, где Россия родилась духовно, открылась эта выставка».
Выставка очень полезна, заявил, в частности, на церемонии ее открытия благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Открытие выставки также приветствовали предводитель Дворянского собрания Крыма Андрей Ушаков, председатель Севастопольского Морского собрания Виктор Кот…
Церемония открытия выставки завершилась актом вручения наград императорского дома, Императорского культурного центра и Севастопольского Морского собрания. В.П. Кот, например, из рук В.В. Пилькевича принял красочный лист со следующим текстом: «Божией милостию мы, великая княгиня Мария Владимировна—глава Российского императорского дома, верховная начальница российских императорских и царских орденов, указом нашим… во воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого нашего благоволения всемилостивейше возвели председателя Севастопольского Морского собрания, почетного работника рыбной промышленности, кандидата технических наук В.П. Кот в достоинство кавалера императорского ордена Святой Анны…»
Благодарностей Императорского культурного центра были удостоены сотрудники музея-заповедника: Татьяна Прохорова—заведующая научно-архивным отделом; Татьяна Яшаева—заведующая отделом византийской истории и Денис Бурганов—заведующий сектором выставочных и культурных проектов.
Выставка продлится до 10 июня с.г.

 

А. КАЛЬКО.
Фото автора.

Другие статьи этого номера