Горе от ума

Горе от ума

Выпускники школ сдают экзамены, а их родители пьют корвалол. Потому как слишком много поставлено на карту: годы упорных занятий, уйма затраченных сил и нервов, семейный бюджет, наконец. Все это—«чтобы у моего ребенка было достойное будущее!» Многие именно так и говорят. Мечтают попасть «на бюджет», а если не повезет, согласны платить за науку. Ведь речь о детях, самом дорогом…

 

Услуги без гарантии

Это очень дорогое чувство—не только в прямом, но и в переносном смысле: гордость родителя за своего отпрыска.
Еще по осени «цыплят», то есть будущих выпускников школ, кому придется сдавать ЕГЭ, вылавливают всевозможные курсы подготовки, репетиторские центры, частные преподаватели. Ставки высоки. Прейскурант разовых занятий дотягивает до тысячи рублей за час (в зависимости от предмета и квалификации педагога). Обязательных предметов для сдачи ЕГЭ четыре… Вот и умножайте. Однако бизнес на знаниях заключается в том, чтобы деньги с родителей выкачать сразу за год. В Севастополе есть подготовительные курсы, практикующие именно таким образом. В одном из центров в ходе обучения постоянно менялись педагоги. Это не понравилось одной из родительниц, и она попыталась вернуть часть средств. Куда там! Последовали долгие препирательства со стороны администрации курсов. Деньги все же были возвращены, но в гораздо меньшем объеме.
Оправданны ли эти затраты? На данный вопрос не удалось получить однозначного ответа у родителей потенциальных абитуриентов. Выходило, что и «да», и «нет». Ведь в случае неудачи на ЕГЭ всегда можно сослаться на то, что это школьник старался мало, готовился плохо, переволновался.
Проверить качество преподавания на подготовительных курсах или у репетиторов—задачка не из простых. Тем более что большинство родителей понятия не имеют, что это за «зверь» такой—тест ЕГЭ. Неудивительно, что на дополнительных занятиях старшекласснику зачастую просто начитывают учебный материал, «набивают» информацией. Правда в том, что из этой лавины текстов—заученных или записанных под диктовку—многое практически бесполезно.
В ситуации, когда было «уплочено», а результаты ЕГЭ не оправдали ожиданий, далеко не всегда учащийся виноват.

 

Плати или «рой носом землю»

Стоимость обучения в столичном вузе колеблется в среднем в пределах 200-300 тысяч рублей в год. (Традиционно севастопольцы любят покорять Москву и Санкт-Петербург). Бюджетных мест крайне мало. К тому же существует перечень лиц, имеющих право на бесплатное высшее образование благодаря какой-либо социальной льготе. Итого четыре года обучения (столько лет потребуется для получения степени бакалавра)—это плюс-минус миллион рублей. Напомним, что средняя заработная плата севастопольца—в пределах 25 тысяч рублей в месяц, среднестатистического россиянина—чуть выше 30 тысяч.
Пройти вне конкурса или получить дополнительные баллы при зачислении в вуз помогает система ученических олимпиад. Есть такое выражение: «рыть носом землю». Так вот, оно—ничто по сравнению с тем, какие усилия приходится приложить олимпиадникам, чтобы выйти на самый высокий уровень, обеспечивающий такую возможность. Эти ребята заслуживают самых высоких похвал. Они молодцы! Чего не скажешь, к великому сожалению, о самой системе современного отечественного высшего образования. Куда потом исчезают эти «умники и умницы»? В какую черную дыру их затягивает? Ведь, судя по тому, что происходит в отечественной экономике (и не только), у руля—«двоечники».
Кто задавался вопросом: зачем? Зачем, например, идти учиться на юриста или бухгалтера, если биржи труда переполнены специалистами этого профиля. Или платить за образование миллион рублей, изучая, например, менеджмент, если менеджером в нашей стране себя называют даже разносчик дешевых товаров, торговый агент, нанятый без оглядки на какое-либо образование. Почему бы не попробовать честно ответить на этот вопрос, хотя бы ради себя. Зачем я решил поступать в высшее учебное заведение: ради личного статуса, в духе традиций семьи или потому что почти все так делают?

 

«Но я ненавижу все это»

Мы воспитываем в детях рвение к учебе, и это правильно. Другое дело, что за умением учиться все-таки должен стоять прагматический смысл. На что, с какой пользой будут потрачены ближайшие четыре года жизни? Реально ли в будущем при помощи полученной специальности прокормить себя и семью?
А иногда «итог» обучения получается и вовсе неожиданным. Вот мнение бывшего севастопольского школьника, а ныне студента топового вуза Москвы (специальность «государственное и муниципальное управление»): «…Во время учебы я понял, что в стране творится просто ужас, а дальше будет только хуже. Преподаватели прямо рассказывали, как и где пилят бюджет, а где царит атмосфера вульгарной заштампованности. Все отмывают государственные бюджетные «бабки» за научную деятельность, ставят палки в колеса умным и честным, кидают прянички тупым и исполнительным. Про прейскурант на любые услуги вообще молчу: можно платить и деньгами, и услугами—зачеты, экзамены, дипломы, гос-экзамены, стажировки за границей, конференции, ВАК—покупай не хочу… 90 процентов учебы—клепание презентаций ворованного материала и зачитывание их перед спящей аудиторией. Оценки формируются из каких-то баллов по какой-то странной системе, которую никто толком не объяснил. Поэтому твоя оценка зависит не от экзамена (работы не проверяют практически, потому что все списывают и пишут на отлично), а от посещения—от того, сколько раз ты был в универе и сколько презентаций ты сдал, ну и от личных заморочек преподавателя.
Знаний—никаких, если ты хочешь что-то знать—тебе накидывают кучу бессмысленных заданий, чтобы ты не мешал преподавателю. Лекции читаются по тем же презентациям однотипным, а твой материал оценивается не по содержанию, а по тому, каким шрифтом ты это написал и какие картиночки вставил.
Научная деятельность—отдельный разговор. Преподаватели сами дадут тебе диссертации и монографии, чтобы ты «пилил» их на куски, правил, чтобы они прошли проверку на антиплагиат, и отправлял в сельские журнальчики с их соавторством. И вот каким специалистом я должен выйти?
И наш вуз—не исключение. Как я могу судить по общению со сверстниками, здесь тоже процветает формализм. Преподаватель может делать все что угодно на своих лекциях, и ему ничего за это не будет до тех пор, пока он на них ходит. Он там был, значит, была и лекция. Студент точно так же не обязан понимать, что он делает. Сделал кое-как, но все красиво, все по ГОСТу…—давай зачетку, отлично тебе. Студенты делают вид, что учатся, а наставники делают вид, что учат. Имитация цветет и пахнет. Но я ненавижу все это».

 

Митио Каку—пророк образования будущего?

В большинстве европейских вузов студент обладает правом свободного выбора изучаемых предметов, посещений занятий. Над душой никто не стоит, ведь любое решение предполагает и персональную ответственность. Просто система зачетов и экзаменов такова, что их невозможно сдать без наличия твердых знаний. Не сдал, слетел—начинай сначала.
Митио Каку, американский физик японского происхождения, известен как активный популяризатор науки, имеет свои представления об образовании будущего. (В активе учёного—несколько книг-бестселлеров, многие переведены на русский язык, в том числе «Введение в теорию суперструн», «Физика невозможного», «Физика будущего»). Сегодня Каку—преподаватель с мировым именем: он профессор теоретической физики в Нью-Йоркском сити-колледже, много путешествует по миру с лекциями. Недавно Митио Каку поделился своими представлениями, каким он видит образование будущего.
По мнению Каку, учёба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в Интернете: достаточно моргнуть—и появится нужная информация…
Ученый считает, что в будущем люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах.
Уже сегодня существуют университетские онлайн-курсы, и, по мнению Каку, это блестящая идея. Именно за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».
Да, и еще. Дипломы исчезнут за ненадобностью. Прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. Вместо них, по всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

В тему    

Вниманию участников экзаменов, их родителей и законных представителей!

На «горячую линию» по вопросам государственной итоговой аттестации неоднократно поступала информация о провокациях в отношении участников экзаменов и их родителей и законных представителей. В их адрес поступают звонки от неизвестных лиц, которые сообщают родителям о том, что у выпускника неудовлетворительные результаты по тому или иному экзамену. Как правило, это экзамены, результаты которых еще не обработаны. В правилах проведения ГИА четко предусмотрен порядок объявления результатов. Обработанные результаты передаются из регионального центра обработки информации в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК). Утвержденные ГЭК результаты передаются в образовательные организации (школы, гимназии и т.д.) строго определенному образовательной организацией лицу под роспись при предъявлении паспорта. Образовательные организации тоже не сообщают результаты по телефону. Участники лично под роспись знакомятся с ними в школе. Такие звонки нужно расценивать как провокацию, чье-то желание нагнетать нервозность и напряжение вокруг государственной итоговой аттестации. Соответствующие органы уже занимаются этим делом, виновные в телефонном хулиганстве будут наказаны. Участникам государственной итоговой аттестации желаем спокойного, делового настроя и успехов на экзаменах!

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера