Куплю землю. С душком

Куплю землю. С душком

Генплан как зеркало севастопольской эволюции

В ближайшие месяцы в Севастополе продолжит работу согласительная комиссия по внесению в генеральный план города более девяти тысяч поправок, поступивших в ходе публичных слушаний от горожан. Не обошлось при обсуждении документа и без периодически возникающей «земельной» напряженности. Причем именно слова главы города о том, что «законно обретенные права собственности на землю и жилье при любых обстоятельствах остаются неприкосновенными», и явились частью проблемы, которая, возникнув еще при украинских временах, стала шириться в российском правовом пространстве. А ведь о том, что разбазаривание земель города нечистыми на руку чиновниками в предыдущие годы рано или поздно «аукнется» севастопольцам, «Слава Севастополя» неоднократно предупреждала.
Сегодня мы повторяем публикацию материала за 25 сентября 2010 года, который, по нашему мнению, во многом раскрывает причину происходящего в городе весной-летом 2017 года. (Фамилия одного из интервьюированных тогда юристов «Славой» скрыта по объективным причинам).

 

______________________________________________

 

Нарушения правопорядка в области земельных отношений, царившие в Севастополе в последние несколько лет,—вещь далеко не аморфная. События, происходившие «где-то наверху» и теперь доносящиеся до слуха и глаз граждан усилиями средств массовой информации, на самом деле затрагивают интересы не только некоей массы под названием «громада». Пока севастопольский рынок земли буквально наводнен правоустанавливающими документами, выданными с нарушениями земельного законодательства, пострадать от мошенников может любой гражданин, всю жизнь лелеявший мечту о домике у моря «за собственные, кровные». О том, как сегодня преодолевается «земельное прошлое», «Славе Севастополя» рассказывают сотрудник юридического отдела аппарата Севастопольской городской государственной администрации (С.) и начальник юридического отдела Севастопольского городского совета Елена БЛИЗНЮК.

 

С.:—В Севастополе наступила, я бы сказал, уникальная ситуация. Объединены усилия всех ветвей власти: юридических служб администрации и совета, правоохранительных органов—прокуратуры, спецслужб, налоговых органов. Нацелены они на однозначное наведение порядка в земельных отношениях в городе-герое Севастополе. Работа находится под контролем президента. Сегодня мы делаем то, что называется реализацией государственной политики в сфере земельных отношений. И заключается она в восстановлении правопорядка в стране и в самую последнюю очередь преследует цель—месть игравшим не по закону сторонам.
Сейчас много говорится о дальнейшем развитии Севастополя. Понятно, новый президент, новое правительство, новая
команда в городе. Разработана и принята «Стратегия развития Севастополя». Во многом успешность этой программы зависит от наличия свободных земельных участков. Куда-то нужно направлять инвестиции, на что-то их привлекать! Нужен кусок земли, к примеру, под очистные сооружения, под инвестиции рекреационного характера—мы не можем поставить гостиницу в воздухе. Нужны площадки под наукоемкие производства. Желательно с подъездными путями, сетями, с выходом к морской акватории. Сейчас в результате деятельности предыдущей власти с этим возникли большие проблемы. Мы не можем развивать производство, логистику, рекреацию, а это крупные направления развития Севастополя как города-курорта, города-порта и города высоких технологий. Нам нужна земля!
Е.Б.:—На восстановление правопорядка нацелены все вопросы, связанные с тем, что дальше делать громаде. Без порядка в принципе невозможно существовать. А в Севастополе он был разрушен полностью, до основания.
С.:—Правовой нигилизм существовал во всем. Но в земельных отношениях нашла отражение его квинтэссенция. Преодолевать его предстоит многими путями, предусмотренными в законодательстве страны.
«Слава Севастополя»:—Например? Типичные для города случаи: юридические лица получили землю через распоряжения предыдущего руководства администрации, но не успели получить на нее госакты. Ваши действия?
С.:—Комиссией, созданной новым главой СГГА Валерием Саратовым, проводится анализ распоряжений 2008-2010 годов. Нами дается им правовая оценка. Сделанное заключение направляется в прокуратуру. Прокуратура проводит свой анализ, запрашивает, если нужно, недостающие материалы. И если видит основания, то выносит протест, который мы в соответствии с законом «О прокуратуре» (ст. 21) как администрация обязаны рассмотреть и принять решение. Это позволяет нам удовлетворить протест прокуратуры, отменяя данное распоряжение.
«Слава Севастополя»:—Задача посложнее. Гектары побережья города отданы юридическим лицам по договорам суперфиция. При этом администрация понуждалась крымскими судами к заключению таких договоров. В судах принимали участие некие представители администрации, действующие по доверенностям. Процессы с их участием СГГА проигрывала с легкостью, а юридическая служба городского совета пыталась отстоять землю в бесконечных судах различных инстанций, успешно, но мытарно. Как теперь?
Е.Б.:—Здесь как раз ситуация однозначно понятна. Это были процессуальные диверсии со стороны непонятно каких представителей СГГА. У нас уже есть решение Высшего хозяйственного суда, которым дана соответствующая оценка именно подобному адвокатскому представительству. То есть нам удалось вернуть судебные процессы в первоначальное положение. И уже новая юрслужба администрации больше не занимает пассивную позицию, то есть субъекты получают отказы в удовлетворении исков по заключению договоров.
Сложность в том, что кое-где они уже успели перепродать землю и самоликвидироваться. Но здесь опять же проявлена слаженная работа юрслужб и правоохранительных органов. Только сегодня прокуратурой направлено около 15 исков и апелляционных жалоб в интересах городского совета по признанию недействительными вторичных сделок. Кроме того, по законодательству страны, право суперфиция не может быть перепродано. Земля на сегодняшний день суперфициариями не занята, землеустроительные работы не проводились, поэтому здесь существует некая статика, и мы можем спокойно заниматься возвратом земель без применения каких-либо неадекватных правовых мер.
«Слава Севастополя»:—Еще сложнее. По многим землям, переданным распоряжениями СГГА в нарушение генерального плана города, граждане—члены дачных и жилищных кооперативов успели получить государственные акты. Что здесь?
С.:—Получив госакт, гражданин становится собственником, а значит, возможно и дальнейшее отчуждение участка. В данном случае нам важно перевести эту ситуацию из динамики в статику. Говоря обычным языком, сделать так, чтобы человек не мог его перепродать. Подаются иски, заявляются ходатайства о мерах по их обеспечению, чтобы суд своими определениями запретил дальнейшие операции с данными участками. Это здорово помогает, потому что так процесс не делается бесконечным. Помогают СБУ, прокуратура, УМВД, которые в случае возбуждения уголовного дела приобщат данные участки в качестве вещдока. Но это в тех случаях, когда есть признаки уголовно наказуемого деяния.
«Слава Севастополя»:—То есть это случаи передачи в собственность земель лесного фонда, арендуемых Черноморским флотом Российской Федерации?
С.:—Вы затронули тему основных нарушений, которые были в городе. Это нарушение генплана, передача земель лесохозяйственного назначения, изъятие земель заповедного фонда, Черноморского флота, невозмещение лесохозяйственных потерь и сельхозпроизводства.
Черноморский флот—это одно из направлений и, может быть, самых вопиющих. В 2008 году была нота МИД Украины, в соответствии с которой Украина направила российской стороне материалы инвентаризации земель. То есть украинская сторона признала территории, которые были переданы российской в аренду по договору. Российская сторона делала тогда определенные замечания, но здесь процессы не так безусловны.
Ведутся переговоры министров иностранных дел, глав правительств, президентов. Мы не можем сказать, что отношения были урегулированы абсолютно, но Украина высказала свою позицию, соответственно, признала эти земли за ЧФ.
Е.Б.:—Подобные действия предыдущего руководства администрации, безусловно, добавили сложности в и без того непростые международные отношения, существующие между любыми государствами. Несмотря на изменение курса нашей страны и потепление в российско-украинских отношениях, тяжелая задача для нашего государства теперь в том, чтобы достойно и как можно быстрее выйти из этой ситуации.
«Слава Севастополя»:—Министры, допустим, во всем разберутся. Но пока это будет происходить, пока ситуацию будут переводить из динамики в статику, остается ли опасность покупки таких земель просто гражданами?
Е.Б.:—Главная задача восстановления правового порядка как раз и состоит в том, что он обеспечивает права и интересы обычных граждан. Представляете ситуацию, при которой земельный рынок наводнен незаконно выданными правоустанавливающими документами, и совершенно неограниченное количество людей, которые не имеют понятия о том, что здесь происходит, могут купить земельные участки на их основании. Это могут быть лица, проживающие на территории Украины, в других странах. Они могут оказаться в состоянии не просто неопределенности, а в состоянии нарушения своих имущественных прав. Они просто купят вещь, которая, мягко говоря, с душком. Что мы будем потом делать?
Наведение порядка—это всего лишь вопрос времени. Однозначно наши действия приведут к аннулированию всех незаконно приобретенных прав, сколько бы раз оно, право, не продавалось. И никто потом не будет рассматривать покупку такой земли как добросовестное приобретение. Будут обычные правопоследствия. И в какие колокола тогда все будут звонить и рассказывать, что их обманули мошенники, получившие в свое время доступ к земельным ресурсам благодаря нечистоплотным на руку чиновникам?
С.:—Получается, что лица, никак не связанные с земельными махинациями, могут от них пострадать. Круг людей неограничен.
«Слава Севастополя»:—Что делать?
Е.Б.:—Пока наводится порядок—смотреть приобретаемые государственные акты. Там указано, на основании каких документов они выданы: законными решениями сессии городского совета или спорными распоряжениями СГГА.
«Слава Севастополя»:—Но некоторые граждане, введенные в заблуждение происходящим в городе, собрали документы и отправились получать землю не в горсовет, а в администрацию. Может, по незнанию, без злого умысла. И таки получили и, может, даже в соответствии с генеральным планом. Что им делать?
Е.Б.:—На сегодняшний день процедура отвода земли четко определена законом. Безобразность ситуации заключалась не только в нарушении закона в части невозможности землеотводов в лесной или рекреационной зоне. Проблема как раз и состояла в полномочиях. Они неизменны! И имеют сейчас в городе, слава Богу, единое представление: выделение земли находится в полномочиях городского совета. Если у граждан, имеющих право на получение земельного участка, есть соответствующий, предусмотренный законом и собранный пакет документов—милости просим в городской совет для рассмотрения вопроса в законном порядке.

 

Ирина КАРАТАЕВА.

Другие статьи этого номера