Права потребителей при оказании туристских услуг

Согласно ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования», туризм—это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее—граждан) из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Услугой называется работа, которую кто-либо выполняет для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей.
В свою очередь, туристская услуга—это «результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих» (ГОСТ Р 50690-2000).

 

При Права потребителей при оказании  туристских услугзаключении договора  с туроператором необходимо обратить внимание на его содержание. Он должен включать:
—информацию о туроператоре/турагенте (продавце), включая данные лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес, банковские реквизиты;
—сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
—дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
—розничную цену тура и порядок его оплаты;
—права, обязанности и ответственность сторон;
—порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
—достоверную информацию о потребительских свойствах туристских услуг, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов (может содержаться в приложении к договору);
—минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы (в случае, если путешествие групповое);
—условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникающих в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
—условия возможного изменения стоимости тура;
—порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
Туроператор (турагент) обязан предоставить туристам следующую достоверную необходимую информацию:
—о средствах размещения и наборе предоставляемых услуг;
—об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории и уровне комфортности);
—об условиях питания;
—об условиях трансфера;
—о программе тура;
—об экскурсионном обслуживании;
—о наличии гида, сопровождающего;
—о дополнительных услугах.
Также туроператор (турагент) должен предоставить памятку о:
—правилах въезда в страну (место) временного пребывания;
—условиях пребывания;
—таможенных правилах;
—обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;
—состоянии окружающей природной среды;
—часовом поясе и климатических условиях на маршруте;
—опасностях, с которыми может встретиться турист при совершении путешествий;
—факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;
—правилах личной безопасности;
—особенностях путешествий;
—курсе валют и порядке их обмена;
—правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки;
—прочая полезная информация.
Обратите внимание на помещение турфирмы. На стенах должны находиться вывески (в доступном для обозрения месте), содержащие следующие сведения: полное фирменное наименование туроператора (турагента), юридический адрес, график работы, копия свидетельства о государственной регистрации, копия лицензии на право осуществления туристской деятельности, копия сертификата соответствия, копия лицензии на применение знака соответствия, общие правила реализации туристского продукта, бланки документов, оформляемые при реализации туристского продукта.
Требования к информации, размещаемой на информационных стендах для потребителей, устанавливаются статьями 8 и 9 закона Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее—закон № 2300-1).
Также необходимо указать на то, что организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа.
При подготовке автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь:
—инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;
—правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе;
—договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров.
Отношения, возникающие между туроператором (турагентом) и туристом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также законом № 2300-1.
В случае нарушения ваших прав при оказании туристских услуг необходимо подать письменную претензию, изложив в ней все свои требования. Если претензия будет оставлена без удовлетворения, соответствующий спор с исполнителем подлежит рассмотрению по существу с последующим вынесением обязательного для исполнения решения в рамках гражданского судопроизводства.

 

Территориальный отдел по Севастополю МУ «Роспотребнадзора» по РК и Севастополю.

Другие статьи этого номера