Среди старшеклассников врачи не обнаружили абсолютно здоровых

Среди старшеклассников врачи  не обнаружили абсолютно здоровых

Если среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, то среди 11-классников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. К таким выводам пришли эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ, которые проводили обследование с 2005-го по 2015 год в московских школах, передает РИА «Новости».

 

Доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ Ирина Рапопорт рассказала «Известиям», что всего клинические наблюдения проводились за 426 детьми из четырех школ, расположенных в разных округах Москвы. На протяжении 11 лет каждый год в апреле врачи проводили обследование детей в школах. Оно включало педиатрический осмотр, трехкратное измерение артериального давления, осмотр ортопедом и офтальмологом, неврологом, оториноларингологом и кардиологом.
Кроме того, проводилось анкетирование учащихся для выявления жалоб и анкетирование родителей для уточнения анамнеза функциональных отклонений и хронических заболеваний у школьников. В общей сложности было проведено более 25000 врачебных осмотров и проанализировано 3600 анкет.
В результате в первом классе к I группе здоровья, то есть к абсолютно здоровым, было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, а к концу школы таких учащихся не было вовсе. За этот же период произошло уменьшение отнесенных ко II группе здоровья (практически здоровы) с 44,4 до 34%. Одновременно увеличилось число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III и IV группы здоровья) с 0 до 4,6%. Всего с 2005-го по 2015 год среди детей распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7%, а хронических болезней—на 52,8%.
Среди функциональных отклонений самые распространенные: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, расстройства зрения. А среди хронических—язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.
И. Рапопорт отметила, что по сравнению с началом 90-х, то есть за 25 лет, состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а по частоте встречаемости хронических болезней—на 40-70%. При этом питание в то время в детских образовательных учреждениях было хуже, чем сейчас. «Постоянно растет учебная нагрузка, дети находятся в стрессовой ситуации в связи с подготовкой и сдачей единого государственного экзамена и экзаменов в 9-м классе. Реорганизация учебных учреждений также сказалась на психологическом климате в школах. Все эти психологические факторы привели к увеличению распространенности психосоматических заболеваний у детей»,—рассказала профессор.
Она также отметила, что частота нарушений здоровья у мальчиков выше по сравнению с девочками на протяжении практически всего периода обучения в школе. Однако к 11-му классу девочки перегоняют одноклассников-мальчиков по распространенности как функциональных отклонений, так и хронических болезней. «Это объясняется тем, что, с одной стороны, девочки быстрее включаются в учебный процесс, чем мальчики, и лучше справляются со школьной нагрузкой. Однако уже в старших классах они более усердно занимаются, чем мальчики, больше переживают из-за экзаменов, в результате у них чаще развиваются психосоматические нарушения»,—сказала И. Рапопорт.
Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский отметил, что если взрослым по трудовому кодексу разрешается работать по 40 часов в неделю, то из «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» следует, что у детей на учебу и выполнение домашней работы уходит около 47 часов. «Для детей учеба—это то же самое, что для взрослого работа. И мы видим, что дети не просто перегружены, а работают значительно дольше своих родителей,—сказал эксперт.—У меня дочь растет, я вижу, как меняется система образования и как детям тяжело».
Директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский, напротив, уверен, что состояние здоровья детей зависит не от школы, а от наследственности, питания и экологии. «Нужно обратить внимание на то, каким воздухом дети дышат, чем занимаются дома и что едят. Школа здесь при чем?»—сказал педагог.
Однако руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин придерживается противоположного мнения: «Перед образовательной организацией стоит задача—сохранить ребенку здоровье, с которым он в нее пришел. Мы должны больше внимания уделять вопросу профилактических мероприятий в школах. Но, не имея конкретной программы действий и критериев, директора школ не могут эффективно работать в этом направлении».
Ирина Рапопорт сообщила, что данные исследования НИИ не совпадают со статистикой Минздрава: «В министерстве картина более радужная: абсолютно здоровы 30% школьников, а имеют хронические заболевания (III группа здоровья) только 20%, в то время как наши исследования показали, что абсолютно здоровых детей в школах практически нет, а хронические заболевания выявлены у 45-60% обучающихся в зависимости от возраста». Между тем в пресс-службе Минздрава «Известиям» предоставили совсем иные данные: за последнее время, по информации ведомства, увеличилось число полностью или практически здоровых детей (то есть относящихся к I и II группам здоровья) до 84,6% от всего детского населения.
Минздрав рассказал о вкладе медицины в улучшение российской демографии
По итогам 11-летнего исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ издал сборник «Руководство по медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях». В нем сформулированы пошаговые рекомендации по профилактике школьно обусловленных заболеваний. В школы рекомендации не внедрены, и пока они доступны только на сайте НИИ. В то же время в Минздраве РФ отметили, что эти рекомендации будут учтены в работе ведомства.
Такую разницу в цифрах эксперты объясняют качеством осмотра детей в школах. В соответствии с приказом Минздрава № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» один раз в год школьники и детсадовцы проходят профилактический осмотр в поликлиниках. На основании этих обследований детей относят у той или иной группе здоровья. Однако, как отмечают эксперты, такие осмотры обычно формальны и поспешны, отсюда низкое выявление нарушений здоровья и, как следствие, хорошая общая статистика.

Другие статьи этого номера