ЖКХ. Как защитить свои права?

Так начиналась война

В настоящее время актуальной проблемой граждан является защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Для защиты своих нарушенных прав потребителю необходимо знать, как защитить свои интересы, свое имущество и как возместить понесенные убытки за предоставление услуг ненадлежащего качества либо в результате иных нарушений в этой сфере.

 

Отношения, возникающие с участием потребителей в сфере ЖКХ, регулируются следующими нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом Российской Федерации; Жилищным кодексом Российской Федерации; законом РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ; постановлением правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»; постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; постановлением правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Необходимо отметить, что этот перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, законодательство в сфере ЖКХ регулярно пополняется и претерпевает изменения. Исходя из этого можно сделать вывод, что потребителю для защиты своих прав необходимо располагать огромным опытом и багажом знаний, чего, к сожалению, многие не могут себе позволить.
Для начала выделим основные права потребителей. Это права на: своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища в соответствии с требованиями стандартов; беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу; обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами; контроль и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг; снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки; возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг; информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты и иные права, предусмотренные законодательством и договором.
Согласно положению о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, территориальные органы «Роспотребнадзора» вправе давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции, и только в пределах закрепленных полномочий.
Таким образом, исполнение государственной функции по надзору в сфере защиты прав потребителей по вопросам жилищно-коммунальных услуг «Роспотребнадзором» осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (закон № 2300-1).
Также территориальные отделы «Роспотребнадзора» вправе обращаться в суд с заявлениями о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако ряд вопросов (о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о содержании и ремонте жилых помещений, в том числе проведение проверок в части соблюдения обязательных требований субъектами хозяйственной деятельности при оказании услуг в сфере ЖКХ, установленных жилищным законодательством) находится в исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора. Поэтому при возникновении проблем следует обратиться в эти органы.

 

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера