«Все мы немного у жизни в гостях»

Праздник в «девичьем царстве»

Этот год для библиотеки-филиала № 9 им. А. Ахматовой ЦБС для взрослых—юбилейный: вот уже полсотни лет её двери открыты для постоянных читателей и гостей города. И более 20 из них филиал с честью несёт имя Анны Ахматовой, великого русского поэта, которая была тесно связана с Крымом, Севастополем и непосредственно со Стрелецкой бухтой, где проводила тогда ещё никому не известная Аня Горенко свои летние каникулы.

 

«Все мы немного у жизни в гостях»—под таким названием 22 июня в читальном зале прошёл музыкально-поэтический час. Гости библиотеки с увлечением просмотрели документальный фильм «Женщины в истории. Анна Ахматова», особый интерес вызвала мультимедийная презентация «Анна Ахматова—модница начала ХХ века».
Анна Андреевна ещё застала то время, когда поход к фотографу напоминал праздник: вся семья собиралась вместе, надевали самые лучшие наряды. Может, поэтому фотографии начала ХХ века такие живые и несут свою неповторимую энергетику? На одном из фото—семья Горенко: мама Инна Эразмовна, сама Анна, сестра Ия, братья Андрей и Виктор. Женская половина одета в костюм-тайер (или костюм-портной) –городской костюм, состоящий из блузки, юбки и жакета. Тайер был популярен в качестве деловой одежды для женщин. Именно в нём и запечатлена Ахматова на фотографии с семьёй, причём её тайер выделяется более изысканным кроем и цветом. Анна вообще любила отличаться в одежде—не просто следовать моде, а носить то, что шло именно ей.
«Я всю жизнь делала с собой всё, что было модно»,—заявляла Ахматова. В самом началеXX века в моде были шляпки причудливых форм, напоминавшие блюда экзотического стола. Головные уборы того времени украшались цветами, перьями и даже чучелами птиц: куропаток, фазанов, воронов. На одном из фото шляпка юной Анны Горенко, одетой в простую блузу в стиле «реформ», напоминает это модное украшение. Сама блузка-«реформ» светлого цвета, и для неё характерна деталь того времени—подкройная баска. Такая баска позволяла не создавать лишний объём в области талии. Чаще всего образ дополняли бантом, галстуком или часиками на цепочке.
Известные ахматовские строчки «Я надела узкую юбку, чтоб казаться ещё стройней» имеют биографическое основание. Соседка Гумилёвых по поместью, Вера Неведомская, вспоминала: «Ходит то в тёмном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах». А модными тогда были узкие юбки с разрезом. «Хромающие юбки» от Поля Пуарэ в начале 1910 года находились на пике моды, но передвигаться в них можно было только маленькими шажками.
Накинутая на плечи шаль стала частью узнаваемого образа Ахматовой. «Вот это в самом деле моя вещь»,—говорила Анна. Шали выбирались под наряд: кружевная шаль великолепно смотрелась с платьем в цветочек, а жёлтую Ахматова смело сочетала с синим, как на знаменитом портрете Альтмана.
Очень нравились Ахматовой различные ожерелья и бусы. Сколько их было? Чётки и чёрные бусы, малахит, о котором мы знаем по собственным воспоминаниям Анны Андреевны: «Я носила тогда зелёное малахитовое ожерелье и чепчик из тонких кружев». В описаниях Лидии Чуковской появляются то «темно-синие, почти чёрные», то «белое ожерелье», то «крупные бусы жёлтого янтаря». Бусы подбирались под одежду, удачно дополняя образ. По нескольким портретам можно отследить характерный ахматовский жест: «Потрогала ожерелье на шее».
Воссоздать часть эпохи библиотекарям помогает «Музей в чемодане»: шляпки, перчатки, дамские мелочи и многие другие предметы времён Анны Ахматовой.
Настоящим украшением музыкально-поэтического часа стало выступление известного севастопольского композитора Т. Великодворской. Татьяна Ивановна очень интересно рассказала о том, что Ахматова знала, любила и понимала музыку. И, конечно же, в зале звучали музыка и стихи, посвящённые великому поэту.
«Я всю жизнь умела выглядеть, как хотела…» Личность Ахматовой остаётся для нас легендарной, загадочной и непонятной. В голодном 1920 году, к удивлению Корнея Чуковского, она вдруг заговорит о том, чего больше нет в России,—о европейской моде: «А вдруг в Европе за это время юбки длинные или носят воланы. Мы ведь остановились в 1916-м—на моде 1916 года». Поистине великий поэт и великая женщина…

 

В. ОЛЬШАНСКАЯ, ведущий библиотекарь, А. ИГНАТЕНКО, библиотекарь библиотеки-филиала № 9 им. А. Ахматовой ЦБС для взрослых.

Другие статьи этого номера