Нота высокой пробы

Если вокалистов, музыкантов, дирижеров готовят в специальных учебных заведениях, то аранжировщик словно с неба падает, в сакральном смысле в том числе. Аранжировщик—штучная профессия. Певцу, скрипачу или пианисту в случае успеха концерта долго аплодируют, букеты цветов преподносят справедливо. Но почему существование аранжировщика, даже присутствие его в зале никого не занимает?
Демин… Попробуйте, уважаемый читатель, произнести имя этого человека в среде севастопольских музыкантов—как профессиональных, так и любителей. Каждый из них широко улыранжировщик—единственный в своем роде. Очень хочется, чтобы о нем знало как можно больше людей. Он этого заслуживает.

 

Аранжировщик—слово французскихНота высокой пробы корней. Вячеслав Михайлович хоть в словарь и не заглядывал, но догадывается о толковании предмета моего интереса. Верно: аранжировка—это «переложение музыкального произведения для исполнения на другом музыкальном инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов». Кошмар! Музыкальная алгебра. Но мой собеседник не подозревал, пожалуй, о самом главном обстоятельстве, которое касается его профессии. Аранжировка еще означает действие: приводить в порядок звуки. В противном случае получится не ласкающая слух музыка, а неизвестно что.
Михаил Демин прошел войну. Убежденный коммунист. Родившегося сына назвал Вячеславом. Вячеслав Михайлович—повторение имени кумира Демина-старшего—наркома иностранных дел Молотова Вячеслава Михайловича. В родном Ельце, знаменитом церквами и ремеслом кружевниц, Демин-старший пошел в сторожа. Но едва сыну исполнилось полгода, семья сорвалась с места, чтобы оказаться на Камчатке. Ехали бы дальше, но уперлись в океан. Здесь глава семьи быстро сделал карьеру. Ее вершина—глава лесного хозяйства края.
Сына—полного тезку железного сталинского наркома—лесной генерал Камчатки видел инженером, непременно инженером. Но сам сбил его с толку. В 1960 году Михаил Демин двинул на дальний край материка проведать родню. Домой вернулся с подарками. Тринадцатилетнему Демину-младшему досталась гармонь-двухрядка. Видимо, она пленила сознание отца в частушечном Ельце. «Осваивай гармонь,—велел отец,—будешь играть гостям».
Не прошло и двух месяцев, как гармонь Славы не заиграла даже, а словно выразительно заговорила.
Но очень скоро отрок, как оказалось, обладавший отменным слухом, начал тяготиться нехитрым инструментом. Лишенный диезов и бемолей, то есть полутонов, он, как казалось, шепелявил, воспроизводя мелодию популярнейших в то время шлягеров. Рассказывая сегодня мне об этом, Вячеслав Демин чистенько так напел мне один из них: «Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза…»
Я услышал мелодию еще одного суперпопулярного шлягера тех дней «До завтра». Он, образно говоря, «снес крышу» маме на устроенном девичнике по случаю именин подруги. Там подруга подруги изумительно играла на аккордеоне ту самую «До завтра». Мать вернулась заполночь захмелевшая не от выпитого, а от голоса редкого в домах обывателей инструмента. Она подняла на уши всех: «Завтра, то есть уже сегодня, пойдем покупать сыну аккордеон».
Магазин музыкальных инструментов в Петропавловске-Камчатском широкими окнами вглядывается в Авачинскую бухту. Продавец подала пареньку пахнущий кожей мехов и пластмассой аккордеон с перламутровыми клавишами под пианино. Слава растянул те самые меха. Продавец спросила: «В какой музыкальной школе учится мальчик?» Трудно было поверить, что мальчик не ведает, в какой стороне города музыкальная школа находится.
Не пройдет и месяца, как Слава Демин в родной общеобразовательной будет аккомпанировать на репетициях хору и танцевальному коллективу. Но в том-то и дело, что отец не отказался от мысли дать сыну инженерное образование.
С аттестатом зрелости Славу провожали на другой конец страны—в Севастополь, где на улице Горпищенко жила тетя Роза, Роза Ивановна—сестра отца. Севастополь славился известностью своего приборостроительного института. При Славе, естественно, был и аккордеон. В вестибюле среди обилия всевозможных объявлений на необъятной специальной доске взгляд абитуриента выхватил приглашение в актовый зал всех, кто поет, играет, танцует и читает стихи. В назначенный день и час Вячеслав Демин пришел с аккордеоном на ремне. На прослушивании с вдохновением сыграл рассчитанную на виртуоза «Карусель». На все годы обучения камчадалу сказали: «Ты—наш».
Слава Демин сам проявил инициативу. Созданный им квинтет был незаменим на вечерах отдыха студентов, в «студенческих десантах». В то время сентябрь и часть октября учащаяся молодежь посвящала не учебе, а сбору винограда, овощей. Может, так было бы и сейчас, если бы было, что убирать. В ту пору во многих крымских селах, где размещались студенческие отряды, ожидали деминский квинтет. Со щемящим чувством молодежь внимала песням из репертуара пребывавшего на пике популярности вокального ансамбля «Орера» и других подобных творческих коллективов.
Нет, инженера из Вячеслава не получилось, хотя попытка им стать предпринималась в далекой Каракалпакии на берегу Арала. Демин вернулся в Севастополь. С тех пор вот уже почти полвека жизнь его связана с музыкой и только с ней. Работа в профессиональных, народных коллективах требовала шаг в шаг следовать моде, популярности музыкальных произведений. Бывало, целыми днями Вячеслав Демин просиживал в постепенно сложившейся студии за их аранжировкой. Увидев, как ловко это у Демина получается, к нему потянулись руководители ансамблей, хоров со всего города, барды. Самый-самый из их среды—Сергей Курочкин. Через руки Вячеслава Демина прошло свыше 1400 его песен. Всего он выполнил аранжировки 30 тысяч произведений.
Странно выглядел бы Вячеслав Михайлович, если бы сам не взялся за сочинение песен. Их количество перешагнуло тысячную отметку. Но счет песен, за которые, как выразился композитор, ему не стыдно, идет на десятки.
В летопись Ансамбля песни и пляски Черноморского флота вписан случай, когда в программу одного из его концертов включили семь песен Вячеслава Демина из двадцати. Эти и другие произведения надолго закрепились в репертуаре прославленного коллектива.
Вторым после Ансамбля песни и пляски имени Александрова принято считать родственный ему коллектив «Российской гвардии». Этим военным творческим коллективом руководит Виктор Елисеев. В сопровождении хора (почти сотня человек) ведущий солист ансамбля—народный артист Российской Федерации Владимир Романов—исполняет песню Вячеслава Демина «Гавань русских кораблей», естественно, о родном Севастополе. Она настолько популярна, что было решено снять клип с «Гаванью…»
В эти дни маэстро Вячеславу Демину—аранжировщику и композитору—исполняется 70 лет. По этому поводу во Дворце детского и юношеского творчества состоится концерт. С песнями юбиляра на сцену выйдут ведущие творческие коллективы города и исполнители. Девиз морпехов: «Там, где мы, там победа». Сегодня мы вправе сказать: «Там, где Демин, там интересно, там успех».

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: В.М. Демин.
Фото из семейного альбома юбиляра.

Другие статьи этого номера