Почему прикован Прометей?

14 июля в 18.30 в Севастопольском театре юного зрителя (пр. Гагарина, 16) состоится премьерный показ спектакля «Прометей прикованный» по трагедии Эсхила (перевод С. Апта).

 

Одна из задач театра—попытаться понять (или хотя бы задать вопрос): что происходит с человечеством и почему? Есть разные способы. Севастопольский ТЮЗ выбрал один из них, совершенно новый для себя. Исходя из того, что трудно увидеть картину в целом, будучи частью этой картины, режиссер спектакля Ольга Ясинская постаралась максимально удалиться от текущих событий, посмотреть на сегодняшнюю жизнь не изнутри, а снаружи, из временного далёка.
Так и было принято решение обратиться к древнегреческой трагедии. Это не трагедия в нынешнем привычном «шекспировском» понимании, не конфликтная ситуация, приводящая ее участников к печальному финалу, вызывающему слезы зрителей. В древнегреческой трагедии все могло закончиться относительно хорошо (если вообще уместно оперировать категориями «хорошо-плохо»), а слезы зрителей не поощрялись. В театр ходили не плакать, а по-новому осмыслить известные сюжеты и в результате осмысления получить ответы на важные вопросы.
Трагедия—очень символичное искусство. Спектакль «Прометей прикованный» начинается с того, что на сцене стоит жертвенный столб, потому что, по мнению Ольги Ясинской, трагедия Эсхила—это трагедия о жертвоприношении, о том, как Прометей приносит в жертву себя. Жертвоприношение—то, что соединяет новый спектакль театра и древний ритуал. Это не случайно. Театр вырос из ритуальной драмы. Сначала был ритуал, в котором и исполнители, и публика были равнозначными участниками действа, и только потом жрецы ушли на сцену, оставив зрителей в зале. Ту, изначальную связь театру очень хотелось бы сохранить в спектакле.
Возрождением античной трагедии занимается выдающийся режиссер и теоретик театра Теодорос Терзопулос. Именно его труды—книги, тренинги, методики работы с актерами—и вдохновили О. Ясинскую на эту постановку. Терзопулос считает, что для постановки античной трагедии нужен театральный язык, который позволит актерам и зрителям обмениваться энергией. Терзопулос называет его «языком Диониса», и он отличается от языка русского психологического театра, к которому привыкли и актеры, и зрители Севастопольского ТЮЗа. Актеры произносят текст Эсхила, обращаясь не к партнеру, а к Дионису, богу. Это необычно, странно. Это не по школе Станиславского. Разговор на языке Диониса непрост и требует погружения, вовлеченности в действо. «Прометей прикованный»—не тот спектакль, на который можно зайти случайно и просто отдохнуть. От зрителей тоже потребуется труд, но он будет вознагражден.
Древние греки точно знали, на что шли, значит, перед спектаклем и нам можно и нужно вспомнить миф о Прометее. Точнее, часть мифа. Слово «прикованный» в названии очень важно. Трагедия Эсхила начинается с того, что Прометея по воле Зевса (в наказание за украденный у богов огонь) приковывает к скале Гефест. Все два акта Прометей висит на цепях, терпит муки, проклинает Зевса и пророчествует, предсказывает будущее. Заканчивается трагедия тем, что Прометей по воле все того же Зевса проваливается под землю. У Прометея есть возможность откупиться, прекратить страдания. Для этого он должен открыть некую тайну, от которой зависит будущее Зевса. Но Прометей отказывается и остается прикованным. Значит, в этом есть смысл?
Ольга Ясинская ставила спектакль о том, что Прометей остается на скале ради тех, кому он отдал божественный огонь, ради смертных, «чей век, как день», то есть ради нас. Мы должны видеть Прометея на скале, чтобы понять: он останется прикованным, пока мы, люди, не изменимся.
Человечество восприняло дар Прометея утилитарно—для спасения физического. У огня грелись, на нем готовили пищу, потом с его помощью научились уничтожать врагов, а потом—еще больше врагов. Люди не использовали огонь и другие подарки Прометея (а ведь он дал людям многие знания и науки) для истинного блага, ограничившись материальным. Как провидец, Прометей понимает, что если материальное так и останется во главе всего, то люди уничтожат себя сами и без помощи Зевса, зато с помощью того самого огня.
Прометей остается прикованным, давая людям шанс помнить о том, что божественный огонь дан им для спасения, а не для войн, но пока люди все еще твердят голосами Океанид, что их воля не сможет нарушить законы Зевса, а закон Зевса—это закон силы, закон победы сильного над слабым. Эсхил противопоставляет воле людей, которая не может победить Зевса, некую другую силу, которая людей изменит. И сила эта—сила любви. В «Прометее прикованном» эта сила называется «слабость». «Слабой предпочтет прослыть, но никаким убийством не запятнанной»,—пророчествует Прометей несчастной Ио, жертве страстей Зевса. Именно в роду Ио родится та самая женщина, которая «слабой предпочтет прослыть», а потом, через много поколений,—Геракл, который освободит Прометея. Ольга Ясинская полагает, что рождение Геракла и освобождение Прометея—события будущего. А пока (уже тысячи лет) Прометей прикован к скале.
Но нашлось в трагедии и место для надежды. В основу музыкального оформления спектакля легло произведение немецкого композитора Карла Орфа «Прометей». Орф избегал слова «опера», предпочитая определение «переложение на музыку». «Прометей» Орфа исполняется на древнегреческом языке и очень труден и для музыкантов, и для вокалистов, и для слушателей. Орф постарался реконструировать античный «оркестр», звучание которого сегодня так же непривычно, как и античная трагедия на сцене театра. В творении Орфа и в спектакле Севастопольского ТЮЗа дважды (во время того самого пророчества Прометея Ио и в финале, после грохота скал, сомкнувшихся над Прометеем) звучит робкая и нежная тема любви.
Стремление добраться во всем до первоосновы, сути вещей предопределило художественное оформление спектакля. Зрители не увидят привычных по многим постановкам греческих туник. Костюмы и декорации созданы художником-постановщиком Татьяной Карасевой на основе работ и теорий основоположника супрематизма Казимира Малевича, формой и цветом пытавшегося выразить сущность явлений.
Театру очень важно знать: готовы ли зрители воспринять язык античной трагедии сегодня, в 2017 году? Согласны ли, как часто сейчас говорят, «выйти из зоны комфорта»? Согласны ли с такой трактовкой поступков Прометея? Поэтому 14 июля после спектакля Севастопольский ТЮЗ приглашает зрителей остаться в зале и обсудить увиденное.

 

Д. АЛТУХОВ.
На снимке: Данил Высоцкий в роли Прометея.
Фото Ю. Высоцкой.

Рекомендовать друзьям
  • gplus
  • vk
  • ok

Другие статьи этого номера

Тяжело в учении…

Вчера управлением Южного военного округа (ЮВО) в ходе проверки уровня боевой готовности сил Черноморского флота по тревоге были подняты отдельные береговые и корабельные соединения ЧФ.   Экипажи кораблей и подводных лодок вышли в море, а подразделения...

Эксперты ОНФ направят в правительство свои предложения

Развитие дошкольного образования, создание условий работы с одаренными детьми, оценка рисков детства, развитие социальной инфраструктуры и повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, создание современных способов защиты детей, развитие системы детского дополнительного образования—эти и...

Хотите стать «юнгой»?

Руководство парусника «Херсонес», курсирующего по маршруту Севастополь—Ялта, выступило с пакетом интересных предложений для курортников.   В частности, возникла идея на каждый рейс набирать т.н. трейнизов, то есть всех желающих «хлебнуть» настоящей морской жизни. Отдыхающие смогут...

Вопрос в лоб

Предлагаем нашим читателям очередной «вопрос в лоб»: «Устраивает ли вас качество продуктов в севастопольских магазинах и на рынках?» Ответы на него ждем сегодня с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или на электронный адрес...

Прощение заемщика

Сегодня Государственная Дума на пленарном заседании рассмотрит в первом чтении законодательную инициативу, согласно которой возможно обнуление обязательств крымчан и севастопольцев по украинским кредитам. Окончательное решение о списании обязательств горожан перед украинскими банками будет оставаться за...

Новый потенциал Камышловской балки

Ученые Морского гидрофизического института РАН представили в правительство города-героя свои соображения по поводу появления в регионе Севастополя дополнительного водохранилища.   В частности, рассматривается вариант создания огромного природного резервуара в Камышловской (Темной) балке. Воды реки Бельбек,...

Проект благоустройства севастопольских дворов и общественных территорий, инициированный главой региона Д. Овсянниковым, дополнен еще 17 участками дорог и 3 большими детскими игровыми комплексами. Всего же до конца 2017 года в рамках проекта «Губернаторская инициатива» будут...

Подробнее...

«Антиквариат» для «антиквариата»

Так уж повелось, что, услышав слово «антиквариат», мы тут же представляем себе что-то очень старинное и невероятно ценное. Вы, уважаемые читатели, несказанно удивитесь, узнав, что в Севастополе это слово имеет еще одно значение, так сказать,...

Презентация короткометражного фильма «Их победа—наша память»

Центральную городскую детскую библиотеку им. А.П. Гайдара и Севастопольскую детскую морскую флотилию им. Н.Г. Кузенцова связывает давнишняя дружба. И она основывается на наших общих интересах: воспитание в мальчишках и девчонках любви к своему городу, уважения...

В Севастополе День любви, семьи и верности отметили парадом счастливых семей

Севастополь—город парадов! Самым главным событием для нас является парад победы 9 мая, который собирает в центре Севастополя сотни тысяч людей—местных жителей и гостей города. Но парад как форма торжества победы и демонстрации достижений в Севастополе...

Краски родной страны

На этой неделе вся страна прощалась в великим русским художником ХХ-ХХI веков Ильей Сергеевичем Глазуновым. Не могла остаться в стороне и наша газета, для которой его жизнь и творчество очень значимы. Глазунов любил Севастополь, который...

Превысил полномочия на 90 миллионов

Прокурор Севастополя Игорь Шевченко утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении К.   Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 2 ст. 292 (служебный подлог), п. «в»...

В целях безопасности

С 1.06.2017 года для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, действительны только российские водительские удостоверения.   Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлен запрет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускать к управлению транспортными...

Кто запретит питомник в квартире?

«Есть ли какой-то закон, который запрещает превращать квартиры в многоэтажках в питомники для кошек и собак?» Таким вопросом задаются многие жители Крыма.   Как сообщил председатель комитета по законодательству Госсовета РК Сергей Трофимов, сейчас идет...

На месте заповедной хоры…

Жители Гагаринского района с нетерпением предвкушали начало строительства на Античном проспекте детского сада.   Подрядчики уже успели вырыть здесь котлован под фундамент. Однако специалисты управления «Севнаследие» оперативно вмешались и «на корню» заморозили стройку. Оказывается, детсад...

Авиадебоширам—бой! Госдума приняла в 1-м чтении поправку в Гражданский кодекс РФ о праве авиакомпании отказать в продаже билета на самолет дебоширу, который попал в «черный список». Законопроект определяет, что перевозчик должен включить дебошира в «черный...

Подробнее...

В «зоне» жестких мер и компромиссов

Завершены публичные слушания по генплану Севастополя. По сообщению департамента архитектуры и градостроительства рассмотрено около 10 тысяч обращений и предложений граждан. 83 процента поступивших жалоб и соображений приняты во внимание. Наиболее активными были представители садовых товариществ...