Былая слава «Атлантики»: встречи на берегу

Былая слава «Атлантики»: встречи на берегу

…Они все еще собираются вместе—ветераны отечественной рыбной промышленности, ходившие в моря под государственным флагом СССР на судах «Наталья Ковшова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин». Построенные в 60-е годы прошлого века, это были не просто корабли, а плавучие добывающие и перерабатывающие консервные заводы. Им покорялись не то что моря,—океаны.

 

У входа в отель «Оптима» в этот июльский день было многолюдно. Улыбки, объятия, легкая растерянность на лицах—так обычно бывает, когда долгое время люди не виделись друг с другом. С Петром Трифоновичем Саранчуком мы встретились у музейного выставочного стенда. Экспозицию развернули прямо в холле отеля. Здесь в виде архивных документов, фотографий, газетных и журнальных статей были запечатлены наиболее яркие страницы истории. Главная тема—трудовая деятельность трех прославленных коллективов: ПДПКЗ «Наталья Ковшова», «Мария Поливанова» и «Анатолий Халин», входивших в Севастопольское производственное объединение рыбной промышленности «Атлантика».
—Ради встречи со своими коллегами я специально приехал из Москвы. Очень хочу увидеть всех, с кем работал. Первый рейс лично я сделал на ПДПКЗ «Наталья Ковшова»,—рассказывает П.Т. Саранчук,—это было в начале 60-х. Мне выпал счастливый жребий быть в числе тех, кто принимал корабль во Франции. В строительстве уникального плавучего добывающего и перерабатывающего консервного завода были задействованы (по заказу управления судостроения СССР) 16 стран. Восемь месяцев мы жили во Франции, контролировали процесс оснащения судна техникой, проходили испытания. Все было тогда для нас новым, неизведанным.
Первые рейсы ПДПКЗ «Наталья Ковшова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин» были экспериментальными. Помимо настройки сложного технологического цикла приходилось обучать большое число людей. Нужно было обеспечить закаточные, разделочные, стерилизационные и многие другие работы на корабле. Коллектив только плавучего завода насчитывал около 150 человек, из которых 120—женщины. Специалистов собирали со всех регионов страны. Учились и на берегу, и в море. «Суток двадцать мы шли до промыслового района. И все это время, каждый день, шло обучение,—вспоминает П.Т. Саранчук.—Люди осознавали высокую ответственность. При допущении возможных ошибок в ходе технологического процесса могли быть последствия, например, отравление консервами. Но, к чести трудовых коллективов, за все годы ни разу ничего подобного не было».
В настоящее время, заключает Петр Трифонович, отрасль разрушена.
Между тем, как вспоминают ветераны, рентабельность уникальных судов была очень высока. По деньгам того времени строительство ПДПКЗ обошлось советскому государству в сумму порядка пяти миллионов долларов каждый, при этом затраты окупились спустя всего два года. Всего же плавучие заводы отработали более сорока лет, в два раза больше срока, отведенного нормами эксплуатации.
Александр Степанович Бабийчук прошел путь от третьего помощника до капитан-директора ПДПКЗ «Наталья Ковшова», а затем—заместителя генерального директора СПОРП «Атлантика».
—«Рос» я на «Халине»,—говорит Александр Степанович.—Ходил на корабле девять лет. Мы пришли молодыми и учились буквально всему. Как и где нужно ловить рыбу нужных размеров, как закатывать ее в консервные банки. За один полугодовой рейс, бывало, вырабатывали до 15 миллионов банок.
Достаточно вспомнить, что консервы «Сардина в масле», «Скумбрия в масле», «Скумбрия натуральная», «Уха рыбацкая», «Уха азовская» и другие, выработанные из свежего сырья в местах промысла, заслужили самую высокую оценку. Уже в 1968-м «Сардины в ароматизированном масле», выработанные «Натальей Ковшовой», получили премию ВДНХ как один из лучших образцов товаров народного потребления.
—К концу 80-х годов мы начали ощущать на себе ухудшение экономической обстановки в стране,—продолжает А.С. Бабийчук.—Подорожали топливо, доставка грузов. Участились случаи длительного простоя судов из-за отсутствия тех же банок. А с развалом Советского Союза стало вообще невозможно содержать отрасль. В итоге—судов нет, «Атлантики» нет…
Татьяна Павловна Никитенко на палубу «Анатолия Халина» ступила в качестве микробиолога.
—На этих судах нужны были все специалисты,—поясняет она.
—А страшно бывало в море?
—Нет,—отвечает женщина.—Разве что один только раз во время шторма в Восточной Атлантике, когда крен корабля достиг градусов около сорока. Помнится, в тот вечер по телевизору шла премьера фильма «Вий», которую мы ждали.
Татьяна Павловна сделала шесть рейсов. Однако с рождением детей была вынуждена оставить работу, зато на ПДПКЗ продолжил плавать ее муж, Эдуард Петрович Никитенко. На его рыбацкую долю выпало, в частности, настоящее испытание—годовой рейс на судне «Мария Поливанова». Это был рекорд, о котором писали едва ли не все газеты того времени.
—Ушла эпоха. Ушли те люди, которые были настоящими рыбаками, настоящими рыбниками,—говорит Татьяна Павловна Никитенко. Она с сожалением вспоминает, насколько прогрессивными для своего времени были те уникальные суда…
Водные биологические ресурсы, в особенности рыбные, имеют огромное социальное и экономическое значение в числе всех природных богатств нашей страны. Роль рыбного хозяйства в экономике регионов имеет стратегическое значение. Хочется верить, что опыт ветеранов не утратится навсегда и в будущем мы станем свидетелями подъема отрасли.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимках: на встрече на берегу ветераны ПДПКЗ «Наталья Ковшова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин».

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера