Дмитрий ОВСЯННИКОВ: «Создавая новое, мы сохраним лучшее»

Дмитрий ОВСЯННИКОВ: «Создавая новое,  мы сохраним лучшее»

28 июля исполнился год со дня назначения Дмитрия Овсянникова врио губернатора Севастополя. Уже год в Севастополе работает и обновленный состав правительства под его руководством. О работе, дальнейших планах, трудностях и достижениях этого года работы глава города рассказал нам в своем интервью.

 

—Дмитрий Владимирович, прошел год с момента вашего назначения в Севастополь. Можете ли назвать этот год самым трудным в вашей жизни?
—Этот год для себя я назвал бы самым напряженным, ответственным, самым важным. Когда поступило предложение возглавить город, у меня уже было представление о том, как много нужно сделать.
—Вы сразу согласились на это предложение?
—Оно поступило от главы государства Владимира Владимировича Путина. И если оказано такое доверие, то его нужно оправдывать. Поэтому никакого другого ответа, кроме «готов приступить к работе», просто не могло быть.
Да и многие проблемы региона на примере его промышленности мне были хорошо знакомы по предыдущей работе в Минпромторге России. Когда началась «Крымская весна», я как раз проходил кадровый конкурс в министерстве, в апреле 2014 года начал работать директором департамента региональной промышленной политики и уже через неделю был здесь, занимался вопросами развития промышленности Севастополя и Крыма, интеграцией предприятий в российское пространство.
Наш департамент отвечал за работу в территориях, которые можно назвать «требующими индивидуального подхода». Это Дальний Восток, Калининград, Карелия, Крым, Северный Кавказ, Севастополь. Мы плотно работали с субъектами федерации, предоставляли финансовые ресурсы, координировали разработку региональных стратегий развития промышленности и государственных программ ее поддержки.
На Крымском полуострове мы добились включения в федеральную целевую программу четырех площадок индустриальных парков. Кураторство над промышленными предприятиями Севастополя и Крыма было закреплено за крупнейшими российскими холдингами. По каждому предприятию была составлена «дорожная карта». Она охватывала вопросы получения российских лицензий и разрешений на работу с гособоронзаказом, погашения задолженности по зарплате и массу других. Потом те же вопросы я курировал уже в статусе заместителя министра.
—Но ведь не могли не появиться и такие вопросы, которыми раньше заниматься не приходилось. Как справлялись с ними?
—Конечно появились. Слишком много досталось «в наследство» российскому Севастополю запутанных клубков проблем, которые не решались годами. Распутать их и начать планомерное решение—одна из ключевых задач, поставленных передо мной руководством страны.
Например, переселение из аварийного жилья. Только в прошлом году мы смогли закрыть вопрос по расселению 278 квартир в аварийных и ветхих домах. Почти 800 человек получили новые квартиры.
Удалось кратно увеличить финансирование на ремонт дорог. Если в 2015-м было выделено 300 миллионов рублей, то в прошлом году—миллиард и 300 миллионов, а в этом—уже 3 миллиарда. Было наконец завершено строительство и обеспечен полноценный ввод в эксплуатацию третьей очереди полигона твердых бытовых отходов в Первомайской балке. До этого вопрос с вывозом отходов в городе стоял очень остро. Сдача третьей очереди полигона позволяет решить эту проблему на годы вперед. Но уже сейчас нужно заниматься проектом современного мусороперерабатывающего завода.
Много внимания потребовали вопросы проектировки и наверстывания сроков строительства объектов в рамках ФЦП, прежде всего социальных, запуск масштабных программ капитального ремонта домов и благоустройства городского пространства.
И это только малая часть задач, которые оперативно решаются в текущем режиме. Сегодня наша самая главная забота—развитие города, определение контуров будущего Севастополя, которые надо наполнять реальным содержанием уже сейчас.
—Какие трудности в работе можете отметить?
—Трудностей в работе по развитию города правительство встречает достаточно, но таковы реалии. Говорить о них особо не вижу смысла, но выделю, пожалуй, ключевую проблему –цены на продукты питания. Она находится на моем личном контроле. Одна из ее главных сложностей в том, что законодательство не дает нам рычагов для моментального изменения сложившейся ситуации. А один из способов решения этой проблемы—создание конкуренции на продовольственном рынке, появление новых поставщиков, торговых сетей и магазинов, которые смогут предложить людям более низкие цены.
Пока в регион не зашли крупные российские сети, правительство работает над развитием конкуренции, напрямую выводя на рынок местных производителей. Организуются ярмарки, вводятся дополнительные торговые места для фермеров, принято решение о строительстве нового оптово-розничного сельскохозяйственного рынка.
Но эффект от этих мер наиболее полно проявится лишь в долгосрочной перспективе. А чтобы изменить ситуацию уже сейчас, мы начинаем жестче контролировать деятельность крупных торговых компаний, которые «накручивают» неоправданно высокие наценки, привлекаем Федеральную антимонопольную службу, требуем пересмотра действующего меморандума о торговых наценках на социально значимые продукты.
На данный момент уже достигнуты договоренности с предпринимателями о «минимальной» или «нулевой» наценке на пятьдесят социально значимых продуктов питания.
Кроме того, мы поддерживаем местных производителей: предоставляем фермерам льготы и субсидии. С начала года на Северной стороне, в районе площади Захарова, работает постоянно действующая ярмарка сельхозпродукции. Здесь для фермеров и людей, ведущих личные подсобные хозяйства, аренда торговых площадей составляет всего 35 рублей за один кв. метр (против 65-120 рублей для остальных торговцев), что сказывается на понижении цен на товары. И мы работаем над тем, чтобы во всех районах города открылись еще и социальные ярмарки.
—За год работы правительства о каких ощутимых результатах уже сейчас можно говорить? Что получилось?
—Прежде всего имеет смысл взглянуть на макроэкономические показатели. И мы увидим, что собственные доходы бюджета Севастополя в первом полугодии выросли на миллиард рублей. По сравнению с 2016 годом на 12 млрд рублей, или почти на 50%, увеличены расходная часть бюджета и дополнительные направления финансирования как социально значимых проектов, так и других приоритетных направлений развития города.
Индекс промышленного производства за I квартал года вырос на 8%. При этом до конца 2017 года ожидается увеличение объемов производства на отдельных предприятиях на 30%, прирост высокопроизводительных рабочих мест. В частности, на одном из основных предприятий отрасли—Севастопольском Морском заводе АО «ЦС «Звездочка»—в 2016 году объем производства вырос в три раза по сравнению с 2015-м. А количество рабочих мест увеличилось на 40%.
Положительные сдвиги есть практически в каждой отрасли. В сельском хозяйстве, например, за 2016-2017 годы в общей сложности произведена закладка более 500 гектаров виноградников. В сфере ЖКХ выполнены работы по капитальному ремонту в 130 многоквартирных домах, введены в эксплуатацию очистные сооружения в Андреевке, разработаны проекты комплексов очистных сооружений «Южные», «Орловка», «Дальнее».
Особый акцент я делаю на благоустройстве: здесь с начала года реализуется масштабный проект, который охватывает 265 дворовых территорий. Также проведен конкурс «Самый дружный двор», по итогам которого ещё 55 дворов-победителей также смогут потратить средства, полученные в качестве грантов, на проекты устройства своих внутридворовых территорий. По сути, речь идет о беспреецедентном для Севастополя объеме работ по благоустройству дворов, приведению в порядок внутридворовых дорог, установке детских и спортивных площадок.
Если говорить о решении проблем, связанных с общественным транспортом, то в город поставлено 78 новых троллейбусов, 25 автобусов большой вместимости, а также 90 автобусов средней вместимости. Введены 17 новых муниципальных маршрутов. Проектируются еще шесть новых троллейбусных и автобусных маршрутов в отдаленные районы Севастополя.
Есть свои достижения в области образования, здравоохранения, культуры, социальной политики. По каждому направлению работа ведется, и результат будет.
Важно, что теперь мы имеем возможность их рассматривать не как отдельные достижения, а как этапы четко структурированной и тщательно подготовленной работы по долгосрочному развитию нашего города. Это произошло благодаря тому, что была разработана, согласована и поддержана на федеральном уровне, а потом единогласно утверждена законодательным собранием «Стратегия социально-экономического развития Севастополя до 2030 года».
—Расскажите немного о значении этой «Стратегии…» для города. В чем её цели?
—Реализация «Стратегии…» позволит сделать Севастополь городом более эффективной экономики, центром высокотехнологичного производства с высокой добавленной стоимостью, ориентированного прежде всего на потребности флота и выпуск продукции оборонного и двойного назначения. Также Севастополь должен стать городом успешной самореализации для севастопольцев—образовательным, туристическим, деловым и культурным центром. Еще одно из основных направлений стратегического развития—сделать Севастополь городом комфортной жизни. С уютной городской средой с многочисленными парками, скверами, пешеходными зонами и набережными, удобной транспортной инфраструктурой, высоким уровнем эстетической привлекательности, высокоразвитой сферой торговли, услуг, здравоохранения, социальной защиты. При этом, создавая и развивая новые направления, мы обязаны сохранить все то лучшее, чем гордится и чем славен Севастополь. Это тоже задача правительства.
—Можете оценить, в чем ваше правительство лучше и в чем хуже предшественников?
—Думаю, с моей стороны некорректно давать оценку. Тем более, что мы все-таки решаем свои задачи на разных временных этапах, а проблемы, накопленные еще до возвращения Севастополя в состав России, были такого объема, что в короткое время с ними не справиться.
Мы, конечно, переформатировали работу городского правительства, постарались убрать дублирующие звенья, сделать его структуру более компактной, более отвечающей характеру задач, которые стоят перед нами на нынешнем этапе работы. Очень важно, что нам удалось наладить эффективный контакт и совместную работу с законодательным собранием города-героя. Плотнее и плодотворнее стало сотрудничество с федеральным центром. Мы стараемся чаще и больше советоваться с жителями города по важным вопросам городской повестки, учитывать мнение неравнодушной общественности, всех заинтересованных в развитии Севастополя групп, в плотном контакте взаимодействовать и сотрудничать с руководством Министерства обороны и Черноморского флота.
Насколько хорошо это получается–оценивать самим севастопольцам. Мы открыты и для критики, и для конструктивных предложений по улучшению городской жизни.

 

Анна БРЫГИНА.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера