Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

«Как только экономический интерес сломает политические барьеры, санкции потеряют смысл»

Замминистра экономического развития Сергей Назаров в интервью специальному корреспонденту «Ъ» Ивану Сафронову объяснил, почему реализация федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма и Севастополя сталкивается со сложностями. По словам замминистра, в этом году 60...

Замминистра экономического развития Сергей Назаров в интервью специальному корреспонденту «Ъ» Ивану Сафронову объяснил, почему реализация федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма и Севастополя сталкивается со сложностями. По словам замминистра, в этом году 60 млрд руб., выделенные полуострову, будут освоены полностью, а дирекция по реализации ФЦП, которую критиковали Счетная палата и местные власти, продолжит работу еще как минимум год.

 

—Как обстоят дела с«Как только экономический интерес сломает политические барьеры, санкции потеряют смысл» реализацией федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года? Складывается впечатление, что практически по всем ее пунктам есть проблемы и сложности с реализацией.
—Проблем хватает, это правда. Но и таких программ, с точки зрения масштабов и количества объектов, предполагаемых к возведению, не так много. А если быть честным, то их просто нет: в ФЦП сейчас находится 636 объектов в разной стадии реализации. Нюанс этой программы в том, что ее пришлось формировать в условиях дефицита времени, что не могло не сказаться на оценке инфраструктурных проектов. Под данные проекты фактически отсутствовала проектно-сметная документация: было только понимание, что необходимо построить дороги, что нужно сделать столько-то очистных сооружений, возвести детские сады, школы… На этом этапе другого пути просто не было. К тому же нам было необходимо понять, какие под это потребуются финансовые ресурсы, и, соответственно, решение этой задачи уперлось в ряд проблем.
—Какого рода?
—Были объекты, которые строились самими субъектами, то есть там они сами являются заказчиками. А была еще меньшая часть, где эти объекты реализовывались федеральными органами исполнительной власти, которые являются заказчиками исполнения. У субъектов федерации на тот момент было полное отсутствие опыта работы с федеральными деньгами. С точки зрения российского законодательства, для того чтобы построить что-то, необходимо подготовить инвестиционные паспорта, обоснования, а не просто сказать: мы хотим построить школу, дайте денег. Нужно обоснование стоимости, потребности: почему школа на 500 мест, а не на 150. И это тоже было одной из проблем. С этой точки зрения достаточно тяжелым для нас выдался 2015 год плюс наложились сложности c подготовкой проектных организаций, которые в состоянии проектировать с учетом особенностей Крыма—сейсмичностью, например.
—Наверняка еще были трудности с адаптацией к российскому законодательству.
—Подвести все под российское законодательство, решить проблему земельных отношений. Потому что для подготовки проекта нужно должным образом оформить земельный участок, документ планировки территории. Эта работа активно ведется уже не первый год, но вакханалия в земельных отношениях присутствует до сих пор. И вопрос выбора земельных участков стоит остро. Нельзя проектировать без выбора земельного участка? Нельзя. Более того, сейчас 2017 год, а мы сталкиваемся с тем, что по проектам, которые были подготовлены, прошли экспертизу, уже в ходе реализации возникают нюансы. Связаны они, например, с тем, что земельный участок, на котором в кадастре нигде не были отмечены инженерные коммуникации, попал под застройку. И таких объектов много; я не хочу сказать, что ситуация совсем критичная, но не самая хорошая. Хотелось бы, конечно, все более оперативно решать. Но это работа, которую надо выполнять: как говорится, пока сам не пнешь, то ничего не покатится. Ее надо в любом случае делать, и других вариантов у нас нет.
—С освоением денег из бюджета сложностей нет?
—Думаю, что та сумма, которая была доведена до субъектов в 2017 году, будет освоена в полном объеме—это около 60 млрд руб. Да, приходится перераспределять деньги с одних объектов на другие в течение года ввиду нюансов, возникающих даже по готовым проектам, не говоря уже о стадии проектирования, но в рамках графика, утвержденного правительственной комиссией. В еженедельном режиме ведется мониторинг всех объектов. Помимо этого в Крыму и Севастополе работает дирекция по управлению ФЦП, костяк которой составляют высококвалифицированные люди: они ведут методологическую работу, подсказывают, что и как надо оформлять, а порой, как это было в начале этого года, совместно с субъектами занимаются оформлением всех документов, обоснованием инвестиционных паспортов. С учетом вступившего в силу постановления о том, что доведение средств до субъектов должно быть осуществлено до 1 марта, это было сделать непросто, но мы все сделали.
—Сколько объектов сейчас строится?
— По утвержденному графику на 8 августа должно было начаться строительство 273 объектов, по факту же возводится только 137. Но ситуация такова, что через неделю-другую их количество увеличится, как только стройка начнется. Но факт отставания мы карандашом уже пометили.
С нашей стороны это прозвучит как претензия, но я понимаю, что ситуация двоякая. Мы выступаем здесь больше не как контролер или государственный распределитель бюджетных средств: мы доводим деньги, а дальше уже сопровождаем эти проекты. У нас с экспертизы должно выйти 319 документов, а вышло 233. Есть пример автомобильной трассы «Таврида», которая должна выйти с экспертизы, но уже сейчас ведутся подготовительные работы и заключен контракт на их исполнение. Проект «Таврида»—достаточно емкий по деньгам и значимый по сути объект. На прошлой неделе опять возникли проблемы, которые пришлось снимать: оказалось, что дорога проходит по санитарной зоне кладбищ.
Такие сложности, к сожалению, не всегда прогнозируемы: формально есть график, есть нормативные сроки, на экспертизу отводится столько-то дней, нормативный срок проектирования—такой-то, нормативный срок строительства—такой-то… Мы не можем планировать по-другому, когда вопрос касается выделения средств. Но тут возникает вопрос: проект сделали, но, допустим, некачественно. В экспертизе получили отрицательное заключение, начали исправлять, зашли повторно, а время-то уже сдвинулось. Начали строить, возникли нюансы, не учтенные проектом,—и все по-новой.
Недавно в Севастополе пришлось ругаться. Дело вот в чем: на месяц стройку отсрочили, поскольку на выбранном под застройку участке, который прошел экспертизу и на который был подрядчик, пришли природоохранные органы. Выяснилось, что на данном участке есть растения, занесенные в Красную книгу. Возник вопрос: что с ними делать? Просто так их выкопать нельзя, потому что законодательство не позволяет этого делать—там фисташки редкие, у них корни длинные. Если выкапывать, то нужны компенсационные мероприятия, согласование. В итоге пять участков обкопали, а фундамент из-за фисташек залить не могут. Казалось бы, это можно было предвидеть, но на практике не всегда получается.
Когда Севастополь лишился водоснабжения, появилась идея: давайте сделаем Соколинское водохранилище. Позвали проектировщика, но заложенные в задание технические решения вызвали массу вопросов. «Коллеги, вы собираетесь тут устроить плотину на реке Коккозке. А там везде лес. И у нас там будет водохранилище?»—Мне говорят: «Да, километра три-четыре».—«И вырубать придется весь лес?»—«Да,—говорят.—Хорошая идея».—«А какая вообще приточность и водность реки?»—«Пока не изучали».—«А как собираетесь это делать? А кто-то проводил геологические изыскания? Тут высокая карстовость?»—«Да, тогда у нас не под один десяток миллиардов будет стоить водохранилище». И в конечном итоге я честно сказал: «Такого объекта не будет, потому что тема не изучена и смахивает на абсурд». По результатам предварительной оценки выяснилось, что можно решить вопрос со стабилизацией водоснабжения Севастополя за счет подземных источников. Не надо нам таких сооружений с сомнительной перспективой и непонятной стоимостью.
—С этого года Крым и Севастополь проводят конкурсы на общих условиях?
—До 2017 года мы законодательно давали Крыму и Севастополю возможность проводить процедуры без конкурсов, это была временная мера. Теперь они работают в рамках 44-ФЗ. И здесь тоже непросто: с ФАС местные власти постоянно ведут дискуссии. Они говорят: «Сергей Валерьевич (глава Крыма Сергей Аксенов.—«Ъ»), вы от графиков отстаете». Он отвечает: «У нас 28 конкурсов снесли—это ФАС плохая». У меня теперь другой вопрос: это ФАС плохая, местные власти сами плохо подготовились или же были действительно объективные причины по поводу переноса сроков проведения конкурса? Хотя по большому счету, по чьей бы вине конкурс ни отменялся, на графике это сказывается негативно: сроки-то все равно уходят вправо.
—Вы упомянули дирекцию по управлению ФЦП: совсем недавно Счетная палата раскритиковала ее работу и уровень зарплат ее сотрудников. Как можете прокомментировать?
—Мы получили это письмо, но, на мой взгляд, анализ заработной платы проведен не совсем корректно. Зарплата там действительно высокая, но и выполняемый сотрудниками дирекции функционал важен: они постоянно находятся на местах, объезжают объекты, взаимодействуют со службой заказчика, с подрядчиком, экспертизой… Дирекция—это такой интегратор, без которого, я боюсь, все было бы совсем плачевно. В целом же жалованье у них корректное и адекватное тем задачам, которые они решают, тут вопрос из разряда «Вам шашечки или ехать?» Так что подсчитать все в куче и сказать, что у них высокая зарплата, но не учесть, что у этих людей есть компенсационные выплаты по съему жилья, на деле не относящиеся к заработной плате, нельзя. В целом работой дирекции мы довольны, и на сегодня уже принято решение о продлении ее деятельности еще на один год.
Тут надо понимать, что после ликвидации Министерства по делам Крыма было создано подразделение, которое в общем-то значительно отличалось по численности от того, что есть сейчас в дирекции. И задач как раз на стадии ее формирования было немало. В 2015 году мы совместно с Советом министров Республики Крым разбирались по каждому объекту, после чего пришли к выводу: нужно срочно мобилизовать все имеющиеся ресурсы. На конец 2015 года большого понимания, как реализовывать программу, не было ни у службы заказчика, ни у заказчика по министерствам и ведомствам. И большую роль сыграла дирекция: мы договорились, что она будет функционировать не менее двух лет, а дальше посмотрим по ситуации.
—Как обстоят дела с аэропортом «Бельбек»?
—Он будет создан. «Симферополь», в свою очередь, модернизируем. Севастополю важно, чтобы был аэропорт? Будет. Но он будет как филиал «Симферополя». Это позволит удешевить проект с точки зрения персонала и инфраструктуры. Более того, правительство Севастополя внесет средства в уставный капитал Симферопольского аэропорта, и они не просто будут иметь филиал, а получат долю в Симферопольском аэропорту.
—Когда это произойдет?
—Можно сказать, что это уже произошло, такое решение принято.
—За счет каких средств будете модернизировать взлетно-посадочную полосу в «Бельбеке»?
—Пока такой необходимости нет. Там все коэффициенты позволяют принимать гражданские самолеты. Весь вопрос в нагрузке: если будут летать двадцать самолетов, тогда надо реконструировать полосу, если три, то этого делать не надо. Нет, конечно, можно все что угодно сделать, но зачем?
—Инвесторы-то охотно идут в Крым? Ситуация с турбинами Siemens в Крыму как-то повлияла?
—Никак не повлияла. Ситуация с Siemens весьма спорная: это их турбины или уже нет? Там была проведена серьезная переделка с применением российских технологий: вышло даже так, что мощность частично была увеличена. Мы считаем, что в Крыму турбины оказались на вполне законных основаниях.
У нас есть закон «О свободной экономической зоне»: там зарегистрировано около 1300 участников. За 2016 год они инвестировали на 19 млрд руб., создали 13 тыс. дополнительных рабочих мест. Для меня эти цифры—показатель снятия ограничения, существовавшего на полуострове.
—Зачем вообще использовать эти турбины? Почему нельзя было заказать изделия меньшей мощности у российского предприятия—той же Объединенной двигателе-строительной корпорации, но не две, а четыре турбины?
—Теоретически можно было изначально спроектировать и такое решение, но из-за необходимости оперативно добиться энергоснабжения полуострова этот вариант был наиболее эффективным. Это уже потом вопросы возникли, поэтому и ситуация такая неоднозначная.
—Когда рассчитываете запустить первую турбину?
—В первом квартале 2018 года начнет работать первая турбина. Работы ведутся интенсивно, стадия готовности высокая: ведутся подвод газа, синхронизация всех систем. К тому же в Крыму есть и другие источники электроэнергии: Сакская и Симферопольская станции, Камыш-Бурунская. По двум станциям ведется модернизация, причем при помощи частных инвесторов. Это хороший плюс к собственной электрогенерации в Крыму.
—Как думаете, санкции—это надолго?
—Думаю, что нет. Все имеет под собой экономические предпосылки для того, чтобы принять то или иное решение. Как только экономический интерес сломает политические барьеры, санкции потеряют смысл. Могу раскрыть секрет: ряд компаний из европейских стран уже активно посещают полуостров, интересуются и даже заходят в проекты. Если западный бизнес чувствует, что есть возможность получить прибыль 300%, то для него обход санкций—не преступление, а здравый смысл.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ