Сегодня, в последний день летних каникул, логично порассуждать на тему образования. «Открываем новый учебный год: какие проблемы, на ваш взгляд, существуют в системе городского образования?»—такой «Вопрос в лоб» был задан на минувшей неделе. В отличие от многих других тем, поднятых в рубрике, эта шквала звонков не вызвала. То ли нет особых проблем в системе городского образования, то ли с каникул уходить неохота—слишком быстро закончились.
Между тем в новом учебном году ожидаются изменения. Например, в перечень обязательных предметов введут астрономию. Однако дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже—с 1 января 2018-го. Определяющим фактором является готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Помните цитату из фильма «Карнавальная ночь»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе—науке это неизвестно».
Кроме того, вводится психология. Образовательная программа, по замыслу составителей, позволит уменьшить рост наркомании и алкогольной зависимости среди подрастающего поколения.
В наступающем учебном году школьное образование перенаправляется в сторону углубления изучения компьютерных технологий и научной сферы. В новые программы для обучения войдут: изучение специальной компьютерной терминологии; освоение компьютерного оборудования; изучение основных принципов работы различных автоматизированных систем. Вводится абсолютно новый, но весьма актуальный в современных условиях предмет — основы кибербезопасности. Изучив их, дети смогут самостоятельно защититься от негативного воздействия Интернета.
В связи с введением новых предметов разработаны учебники. Предусмотрена электронная база учебников, делающая обучение более привлекательным и удобным. «Любой учебный материал теперь можно просто скачать на свой телефон, изучать в транспорте или гуляя на улице»,—так рекламируют новшество создатели электронной базы.
Учебник в телефоне: учишься, гуляя… Подобный факт с ног на голову переворачивает привычное представление о процессе учебы. Скорее, жизнь появится на Марсе, чем гуляющий и одновременно читающий ребенок.
В нашем городе о высоких технологиях так глубоко пока не задумываются. Все более приземленно. «Дождались! Дожили!—не скрывая радости, говорит, дозвонившись в редакцию, Вера Андреевна Воронова.—В школе № 4 начался ремонт. Как долго мы этого ждали! В здании поменяли окна. Фрамуги прежних разве что не вываливались. Пришло новое оборудование для физкабинета». По словам нашей читательницы, ремонт состоялся также в 38-й школе.
У Светланы Николаевны душа болит за учителей. «Так много писанины — с утра до вечера. Раньше были календарные планы, теперь—программы. Нужно исписать десятки тетрадных листов по каждому предмету. Где ни послушаешь, все ругают учителей, говорят обидные слова. Даже при детях! А вы попробуйте-ка пойти на учительское место. Сбежите! Это каторжный труд за небольшие деньги».
«Здравствуйте! В настоящее время наблюдается дефицит педагогических работников, что связано с низким уровнем заработной платы,—прислала ответ на электронную почту газеты Мария Сидорова.—У молодых специалистов нет мотивации идти в общеобразовательные учреждения, да и труд умудренных опытом педагогов далеко не всегда оценивается по достоинству, тогда как обязанности учителей довольно обширны…»
И ответственности—хоть отбавляй! У иного родителя терпения на собственного ребенка едва хватает. А тут под опекой не два и не три, а тридцать!
Тем не менее школа—второй дом. И все, что там происходит, —важно.
«Меня, как маму, многое тревожит. Качество образования, на мой взгляд, стремительно ухудшается. Учителя занимаются с детьми уже не с таким вдохновением. Для достижения хороших результатов нужно нанимать репетиторов,—сетует от лица родительской общественности мама двух школьниц Мария Клач.—Никто из педагогов не хочет заниматься с отстающими после уроков. Нет системы школьного воспитания. Твой ребенок, кроме тебя, никому не нужен! Нет заинтересованности в ребенке как личности. Все для «галочки». Там, где хороший учитель, дети участвуют в самых разных мероприятиях, они, оказывается, и способные, и талантливые. При школах должно быть больше кружков, чтобы после занятий можно было в школе еще какое-то время задержаться…»
Хотелось еще спросить у Марии: а как насчет спальных комнат? Чтобы ребенку в школе и выспаться заодно. Утром ведь опять в школу.
Жительница Гагаринского района Елена Боброва переживает: «Заметила, что возле школ в нашем районе сделали пешеходную разметку. Но не те желтые полосы, которые в темноте светятся, а просто покрасили дорогу белой краской. Это, на мой взгляд, до первого дождя».
Кстати, 1 сентября—особый день не только у школьников. Широко открывают гостеприимные двери детские сады. Принимают студентов, снова усаживая за парты, вузы. Для последних государство обещает по ряду направлений увеличить число бюджетных мест. А для самых маленьких, для дошколят, вводится преподавание… финансовой грамотности. Соответствующее соглашение у Минобразования достигнуто с Банком России. Детишек научат распознавать банкноты Банка России, осуществлять простейшие вычислительные действия при расчетах за покупку. Что-то подсказывает, что эта наука нашим детям понравится больше всего.
Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
* * *
А мы предлагаем ответить на следующий «Вопрос в лоб»: «Как вы относитесь к гражданскому браку?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 1 сентября, позвонив с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислав его на электронный адрес редакции slavasev@mail.ru не позднее понедельника, 4 сентября.