Челтер-Коба и Сюйреньская крепость

ОНФ подвел промежуточные итоги  работы проекта «Генеральная уборка»

Не сидите дома!

Долина реки Бельбек изобилует интересными археологическими и природными объектами. Для похода выходного дня можно выбрать любой из них или скомбинировать посещение нескольких объектов в единый маршрут. Из Севастополя мы проложили путь через села Черноречье и Терновку. Живописная дорога петляет между гор, спускается и стремительно поднимается на перевал. После Красного Мака выехали на трассу Бахчисарай—Ялта. Дорога в хорошем состоянии, да и погода в то утро удалась на славу. Ехали не спеша, пытаясь впитать весь колорит крымского леса на границе лета и осени. У дорожного указателя и автобусной остановки свернули в село Большое Садовое и узкими улочками поднялись на его южную околицу. Прямо над головой—мыс Куле-Бурун, правее—Ай-Тодор. Здесь, на краю села, машину лучше оставить и следовать далее пешком. Конечно, некоторые водители даже на паркетниках могут подняться в лес по склону горы. Но если пойдет дождь, то спуститься обратно без проблем не удастся.
Наша ближайшая цель—Челтер-Коба. Название тюркское и переводится как «пещера-решётка». Это далеко не первое название пещерного комплекса, как и сами носители языка—далеко не первое население Крыма. Одни исследователи насчитали в комплексе 22 пещеры, другие пишут о пятидесяти пяти. Более достоверно первое число. Сегодня здесь—мужской монастырь Святого великомученика Феодора Стратилата. Святой Феодор Стратилат считается покровителем христианского воинства. Да и само слово «стратилат» переводится как военачальник.
Феодор родился в малой Азии в городе Евхаите и служил в императорской армии. Он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертво-приношение языческим богам. Император и 8 тысяч солдат прибыли по приглашению и привезли серебряные и золотые статуи эллинских богов. Но Феодор, проповедовавший христианство, ночью разбил все эти статуи и осколки золота раздал бедным. Мотивировал он свои действия верой в Христа. Император был возмущен, заточил Феодора в темницу, пытал его и распял. Но ночью Ангел снял казненного с креста и возродил его. Весь город поверил в Христа. По преданию, Феодор добровольно ради веры пошел на казнь и был усечен мечом в феврале 319 года. А как там было на самом деле—кто его знает!

 

Тропа среди кизильника

Тропа от села Большого Садового имеет ответвления. Но в любом случае она приведет в ущелье между Куле-Буруном и Ай-Тодором.
Мы уже никогда не узнаем первое название мыса Ай-Тодор. Нынешний топоним с точки зрения ортодоксальной археологии очень спорен. Но иного варианта никто и не предлагает. Хорошо еще, что не «мыс имени 50-летия Октябрьской революции» или «мыс товарища Троцкого». Флаг на мысу установить было бы куда проще, чем на зубцах Ай-Петри.
Были ли аскетами жители пещерного дома-грота гигантских размеров в стене скального мыса Ай-Тодор? Вряд ли. Обилие в полу и наклонном своде грота квадратных и круглых гнезд говорит о масштабном строительстве с использованием деревянных столбов и балок перекрытий. Можно предположить, что в гроте было несколько очень уютных деревянных домов, фасады которых выходили на ущелье. А противоположной стеной являлась известняковая скала с вырубленными пещерами. Искусственные вырубки располагаются сегодня в четыре яруса. С этажа на этаж вели каменные лестницы и деревянные трапы. Без деревянных помостов работу по рубке верхних пещер проводить было бы невозможно. Большая часть каменных лестниц обрушилась при выветривании мягкой породы. Время не сохранило деревянные конструкции. Столбы, балки, брусья и лестницы, оконные блоки и деревянные внешние стены, скорее всего, были уничтожены огнем большого пожара, когда турки осаждали и брали с боем крепости и города Крыма, сжигая их дотла. Вот эту дату все археологи указывают с точностью до года—1475 год.

Челтер-Коба и Сюйреньская крепость

Есть одна особенность монастыря. Он не перестраивался потомками или правопреемниками первых зодчих. Это может говорить либо о позднем строительстве объекта, либо о его непривлекательности для потомков. Для ученых-археологов такое развитие событий дает уникальную возможность взглянуть глазами современника на итог строительства более чем десятивековой давности.
Возрождение пещерного монастыря в новейшей истории началось в 2005 году. Храм освящается в честь великомученика Феодора Стратилата. Установлены солнечные электрические батареи. Есть свой бензогенератор, снабжающий при необходимости электроэнергией (централизованного снабжения электроэнергией нет). Чуть выше по склону ущелья благоустраиваются родник и купель. И источник, и купель уже довольно популярны. Сюда приходят не только туристические группы под руководством многоопытных гидов, но и паломники, одинокие путники в поисках спокойствия, исцеления, созерцания живой природы. Отсюда начинается тропа, а потом и лесная дорога к Сюйереньской крепости или на обрывы массива Утюг.

 

Загадки древней крепости

Крепость называют сейчас Сюйреньской. Есть варианты и вариации. Спорить с ними бессмысленно. Настоящего названия крепости мы не знаем и уже не узнаем никогда. Парадоксы истории… Крепость относительно молода. Доподлинно археологи уверены в том, что она была северным форпостом готского княжества Феодоро. Письменных документов нет. Наскальных рисунков тоже нет. Средневековье? А где турецкие воспоминания о взятии крепости? У турок-то были полковые летописцы и историки. Кто-то же победы описывал! Придется признать, что наша история не имеет никаких фактических подтверждений событий после Рождества Христова. Ни прямых, ни косвенных.
Ярчайшим примером «неизученности» археологических объектов Крыма может служить Сюйреньская крепость. Княжество Феодоро имело выход к морю и порт Авлита под прикрытием крепости Каламита. Сейчас здесь, в глубине севастопольской Северной бухты на месте впадения в неё Черной речки, располагаются Инкерман и Свято-Климентовский монастырь. Столица княжества Феодоро находилась на вершине горы Мангуп. Некоторое время феодориты контролировали и Балаклаву, и Алушту. Но вернемся к одинокой башне на вершине скального мыса над левым орографическим бортом долины реки Бельбек. Значение крепостей на вершинах гор в период отсутствия авиации и артиллерии сводилось к сохранению гарнизона и защите местных жителей для последующей атаки на вторгшегося на родовые поля и луга противника. Сюйреньская крепость и закрытые ею площади слишком малы для решения каких-либо стратегических задач. Наблюдательный пункт, форпост княжества? Может быть. А само название крепости происходит от готского названия «шиварин»—«обломок скалы».

 

Обратный путь

На вершине крепостного утёса есть несколько удивительных растений. В августе бросается в глаза рясная гроздь фисташки туполистой. Растение эндемично и занесено в Красную книгу. Рощи фисташки встречаются в Батилимане, в урочище Инжир, на мысе Феолент, в районе б. Круглой в Севастополе. Эти яркие плоды скоро станут синими, они служат любимым лакомством для птиц. Самая древняя фисташка на территории Крыма была обнаружена в 2010 году за околицей деревни Камышлы (Дальнее). Дерево получило официальный паспорт и должно охраняться законом. Рядом с фисташкой растут тис ягодный и несколько видов можжевельника.

Челтер-Коба и Сюйреньская крепость

Насладившись видами с вершины, пора подумать и об обратном пути. Дорога «прижимает» нас прямо от калитки в крепостной стене к западному обрыву в поисках спуска в ущелье. От площади у башни тропа уходит на юг в лес. Без потери и набора высоты она через 150-250 метров выводит на череду каменных монолитных ступеней. Это естественные образования, и в дождливую погоду они могут быть скользкими. Десять минут неспешного спуска по каменной лестнице приводят туристов на дно ущелья между двумя мысами. Тенистая тропа пробегает мимо пещеры-источника. Вода есть в любое время года, но для питья она едва ли пригодна. Еще 10 минут спуска—и путник выходит на развилку тропы к монастырю. Отсюда до машины еще 10 минут хода.
Такой маршрут похода выходного дня займет 4-5 часов. На тропе можно встретить и спортсменов, и пенсионеров, и семейные группы с маленькими детьми. Вот только воду и перекус нужно брать из расчета всего похода. По пути пополнить запасы питьевой воды можно только у монастырского источника.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ, член Русского географического общества.
Фото автора.

Другие статьи этого номера