Актуальные вопросы о заблаговременной работе по назначению пенсии

Актуальные вопросы о заблаговременной работе по назначению пенсии

«Готовь сани летом…»—гласит известная поговорка. Но не только к зиме необходимо готовиться заранее, но и к назначению пенсии. О заблаговременной работе по назначению пенсии рассказывает Светлана Мещакова—заместитель начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Севастополе.

 

—Напомните, пожалуйста, каковы цели проведения заблаговременной работы, и какое значение она имеет для своевременного назначения пенсии по старости.
—Хочу напомнить, что при заблаговременной работе с документами граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, специалист территориального отдела Пенсионного фонда проверяет правильность оформления документов, представленных для назначения пенсии, оценивает полноту и достоверность содержащихся в этих документах сведений и оказывает помощь в истребовании недостающих документов для назначения пенсии.
Таким образом, при проведении заблаговременной работы к дате обращения за пенсией у человека уже формируется полный пакет документов, которые ему будут необходимы для назначения пенсии. В результате проведения заблаговременной работы существенно упрощается процедура назначения пенсии, потому что уже не надо представлять документы: они имеются в распоряжении Пенсионного фонда. Сокращаются сроки назначения пенсии, и, как результат, человек получает свою пенсионную выплату в полном объеме и своевременно.
Еще одна немаловажная цель проведения заблаговременной работы—это максимально уменьшить время пребывания человека в Пенсионном фонде. Особенно это актуально для работающих пенсионеров, которые не могут себе позволить тратить время на хождение по организациям. Также, конечно, это выгодно и их работодателям.
—Кто может обратиться для проведения заблаговременной работы?
—Заблаговременная работа проводится в отношении граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев. Работающие граждане обращаются через своих работодателей. Кадровые службы принимают документы и представляют их в Пенсионный фонд.
—Может ли обратиться заблаговременно индивидуальный предприниматель или самозанятое лицо?
—Мы работаем с предприятиями всех форм собственности и приглашаем к сотрудничеству всех работодателей, которые есть в городе и которые еще не заключили с нами договор о проведении заблаговременной работы. Приглашаем к сотрудничеству предпринимателей, у которых есть наемные работники, предпринимателей, у которых нет наемных работников, и самозанятых лиц. Для того чтобы самозанятым гражданам начать работу с Пенсионным фондом, им необходимо обратиться в ПФ и заключить порядок организации информационного взаимодействия по представлению документов для заблаговременной работы.
—А неработающие граждане могут обратиться в Пенсионный фонд для проведения заблаговременной работы?
—Да, конечно. Если человек на данный момент не работает, это ни в коем случае не лишает его права на рассмотрение его документов в рамках заблаговременной работы. Но если предприятия, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане обращаются в управление по адресу: ул. Льва Толстого, 35, каб. 104, в отдел оценки пенсионных прав, то неработающие граждане обращаются по месту жительства в клиентские службы отделов ПФР.
—Какие документы необходимо представить?
—Неработающий человек берет свои документы, необходимые в первую очередь: это паспорт, СНИЛС, трудовая книжка. Далее он направляется с этими документами в клиентскую службу отдела ПФР по месту жительства. Затем уже специалист проводит работу с этими документами. Заполняется анкета будущего пенсионера, гражданин пишет заявление о согласии на обработку персональных данных, и уже с этими документами начинается работа.
Если заявитель служил в армии или у него есть дети, то все эти документы, например военный билет или свидетельства о рождении детей, свидетельства о смене фамилии, также представляются для заблаговременной работы.
Хочу успокоить заранее: все эти документы представляются специалисту клиентской службы, он их сканирует и тут же возвращает владельцу. Пенсионный фонд оригиналы документов не забирает.
То же самое касается и работающих пенсионеров. Они представляют оригиналы документов в кадровые службы, а уже они передают нам их отсканированные копии.
—То есть любой человек, зная, что у него остается меньше года до пенсии, может подойти в отдел кадров с дополнительным перечнем документов, которые могут повлиять на размер пенсии, кроме тех, что уже есть у работодателя?
—Да, верно. Ведь человек лучше знает, какие у него есть особенные факторы. При этом, когда заполняется анкета будущего пенсионера, мы стараемся предусмотреть все эти особенности.
—А кто заполняет анкету?
—Анкету заполняет лично будущий пенсионер, передавая ее через отдел кадров.
Так вот, в этой анкете наиболее часто встречающиеся особенности предусмотрены. Причем оговорено даже то, чего мы не можем знать. Но если у вас есть сведения, которые, по вашему мнению, повлияют на размер пенсии, пожалуйста, укажите их.
—В какие сроки необходимо подать это заявление, то есть обратиться за заблаговременной работой?
—Работодатели обращаются с документами для проведения заблаговременной работы за 12 месяцев до наступления пенсионного возраста застрахованного лица, но не позже чем за 9 месяцев. У тех, кто не работает, есть возможность обратиться немного раньше: не за 12 месяцев, а за 18, то есть за полтора года. Если вы не работаете, мы вас приглашаем за полтора года. Обращайтесь в Пенсионный фонд и подавайте документы.
—А что делать, если отдел кадров пропустил этот момент, и осталось меньше 9 месяцев?
—Мы с отделами кадров проводим такую работу, чтобы исключить подобные ситуации. Отделы кадров в начале года проводят анализ своих работников на предмет времени их выхода на пенсию, составляют списки, а затем, ориентируясь на них, представляют документы.
—Но если все же так произошло: индивидуальный предприниматель не знал, что он мог обратиться за заблаговременной работой. Вы идете навстречу?
—Мы, конечно, идем навстречу, но следует понимать, для чего такие сроки были оговорены. Это сделано для того, чтобы у Пенсионного фонда была возможность полноценно подготовить документы человека для назначения ему пенсии, при необходимости сделать запросы и получить на них ответы.
—Если человек работает в Севастополе, а зарегистрирован, например, в Евпатории или в другом регионе РФ. Как быть?
—Работник также идет к работодателю в отдел кадров, там выдают отсканированные копии его правоустанавливающих документов. При этом человек имеет право выбора—в своей анкете он отмечает, где собирается получать пенсию. Если пенсия, по желанию человека, назначается по месту регистрации (допустим, в Симферополе), мы тут же его принятые и отсканированные документы отправляем в управление Пенсионного фонда Симферополя по месту регистрации. Там проводится заблаговременная работа, и когда наступает пенсионный возраст, человек идет в управление ПФР по месту регистрации, там у него уже готовы все документы, остается только написать заявление.
—Это касается и частных предпринимателей? Допустим, частный предприниматель зарегистрирован в другом регионе Российской Федерации, но пенсию хотел бы получать здесь. Это возможно?
—Да, законодательство предусматривает возможность обращения за назначением пенсии как по месту регистрации, так и по месту фактического проживания.
—Оказывают ли специалисты Пенсионного фонда содействие в истребовании документов, необходимых для назначения пенсии?
—Да. Основной документ у нас для подтверждения стажа—это трудовая книжка, но, к сожалению, очень часто бывает так, что записи в ней, подтверждающие периоды работы, содержат исправления, не оговоренные в установленном порядке, пропуски, некорректные
записи. Такие периоды требуют подтверждения справками о периодах работы. Этим мы тоже занимаемся в рамках заблаговременной работы—направляем запросы в регионы Российской Федерации, где работал человек, а также на территорию Украины, а по Севастополю направляем запросы в городской архив, архив Черноморского флота, в Центр занятости и в военкомат о периодах прохождения военной службы.
—Как человек может узнать о результатах проведенной работы?
—По результатам проведенной заблаговременной работы направляется уведомление каждому будущему пенсионеру. В нем расписывается вся наша проведенная работа, коэффициент просчитанной заработной платы, если предоставлялась справка о заработке, периоды стажа, которые не могут быть учтены и по каким причинам. Также информируем, какие документы необходимо дополнительно представить для назначения пенсии, и о том, какие запросы сделаны и куда. Мы рекомендуем обратиться за назначением пенсии именно в те сроки, когда нужно, не раньше и не позже.
—А если человек не согласен, хотел бы оспорить какие-то моменты, у него есть такая возможность? Например, самостоятельно найти документы, подтверждающие стаж, который не вошел по тем или иным причинам, пока идет заблаговременная работа.
—Конечно. Если человек точно знает, где хранятся его документы, он может обратиться туда сам, это будет быстрее и удобнее для него.
—Куда и каким образом подается собственно заявление о назначении пенсии?
—Заявление о назначении пенсии подается несколькими путями. Во-первых, человек может подать заявление непосредственно в клиентской службе по месту проживания или регистрации.
Во-вторых, он может написать заявление и отправить его по почте. Кроме этого, сейчас очень популярной является подача документов через «Личный кабинет» на сайте госуслуг. Также работающий гражданин может обратиться через своего работодателя.
—Заявление подается, когда клиент уже достиг пенсионного возраста или за какой-то период?
—Сроки подачи заявления определены—не ранее месяца со дня наступления пенсионного возраста. То есть за месяц до дня наступления пенсионного возраста человек имеет право подать заявление на получение пенсии. Важно не пропустить этот срок, не подать заявление позже, потому что в таком случае пенсия будет назначена с даты обращения.
—Вы рекомендуете обращаться через электронные ресурсы?
—Мы рекомендуем обращаться через электронные ресурсы, потому что это удобно, это избавляет от посещения Пенсионного фонда. Также мы рекомендуем обращаться через работодателей. У нас в городе есть предприятия, которые очень плотно работают с нами в плане проведения заблаговременной работы и отправки заявлений на назначение пенсии в электронном виде. Это удобно как самим работодателям, так и сотрудникам. Мы приглашаем всех работодателей сотрудничать с нами именно таким образом.
—Благодарим за беседу.

 

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера