Рубрику ведет Валерий ШАТАЛИН.
Русская боевая лодья (ладья)
«Черное море в древности не случайно называли Русским морем—его воды бороздили славянские ладьи. А что они собой представляли и далеко ли на них ходили наши предки?
С. Ерофеев, слесарь-ремонтник».
Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Славяне были искусными судостроителями. Поход киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказал мореходство славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князя Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно. Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещалось 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь—насадами. Лодья несла большой холщевой парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
* * *
Парижская батарея
Я слышал, что на Северной стороне была так называемая Парижская батарея. Какое отношение она имела к Парижу (тем более в первую оборону, когда среди союзников были французы)?
Т. Колесников».
Парижских батарей в Севастополе в период обороны 1854-1855 годов было две. Свое название они получили от линейного корабля «Париж», с которого были сняты орудия и установлены на этих батареях. Одна из них была на Северной стороне, на мысу между бухтами Сухарной и Голландия. Вторая батарея находилась на 1-м бастионе, на противоположном (южном) берегу Севастопольской бухты.