Актуально о государственных услугах в электронном виде

Вам помогут в ПФР

Большинство услуг Пенсионного фонда можно получить через Интернет, не выходя из дома. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Обо всех подробностях рассказывает Марина Коротаева, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Севастополе.

 

—Марина Геннадьевна, насколько доверяют электронным услугам люди пенсионного возраста?
—Хочу сказать, что сегодня (и мы это чувствуем по количеству обращений, которые поступают в Пенсионный фонд) все больше и больше людей, в частности пенсионного возраста, пользуются услугами в электронном виде. Ведь сегодня на пенсию выходит поколение
60-х, те, кто активно пользуется гаджетами и Интернетом. Самое приятное и интересное, что даже пенсионеры 70-80 лет тоже активно начинают пользоваться Интернетом и электронными услугами.
Напомню: есть специальное учебное пособие, разработанное совместно Пенсионным фондом и «Ростелекомом»: «Азбука Интернета». Это пособие является очень востребованным. Оно размещено на сайте azbukainterneta.ru в свободном доступе. Учебник постоянно совершенствуется, добавляются новые разделы. С практической точки зрения учебник полезен тем, что в нем рассказывается, как, например, воспользоваться услугами Пенсионного фонда и других федеральных органов государственной власти, оплатить коммунальные платежи и др.
—Какие услуги можно получить через «Личный кабинет» на сайте ПФР?
—Услуги можно разделить на две категории — это те услуги, которые находятся в свободном доступе, то есть для которых не нужна регистрация. Например, можно записаться на прием или направить обращение в Пенсионный фонд. А есть категории услуг, которые требуют регистрации. Это услуги, использующие персональные данные гражданина по вопросам пенсионного обеспечения, получения материнского капитала, получения сведений о застрахованном лице, накопленных в системе персонального учета.
—Необходимость воспользоваться материнским капиталом или получить какую-то справку может возникнуть и у людей среднего возраста, необязательно пожилых. Многие молодые люди чаще пользуются телефонами и планшетами, а не компьютерами. Как тогда быть?
—Несомненно, Пенсионный фонд всегда идет в ногу с временем, поэтому для такой категории наших пользователей разработано мобильное приложение, через которое можно получить доступ к услугам Пенсионного фонда.
—А какие именно функции доступны пользователю приложения?
—Приложение дает возможность пользователям мобильных устройств воспользоваться ключевыми функциями, которые представлены в «Личном кабинете» на сайте Пенсионного фонда. Ключевые функции — это запись на прием, направление обращения, заказ документов и поиск клиентской службы.
—Марина Геннадьевна, есть уже какие-то данные, сколько человек воспользовались электронными услугами?
—Конечно, мы постоянно анализируем данную информацию. Статистика очень позитивная. Можно сказать, что в разы увеличилось количество тех, кто обращается за услугами Пенсионного фонда в электронном виде. За этот год к нам уже обратилось почти 3 тысячи человек, львиная доля из них — за назначением пенсии. Порядка 20% тех, кто обратился в текущем году за назначением пенсии, сделали это в электронном виде.
—Около года назад заработала услуга СНИЛС-онлайн. Как можно ею воспользоваться, насколько она востребованна?
—Действительно, она оказалась очень востребованной. С конца октября прошлого года, когда мы приступили к промышленной эксплуатации этого режима, за получением СНИЛС к нам обратилось 12 тысяч граждан. Теперь СНИЛС можно получить в течение 7-15 минут.
—Расскажите, как это работает.
—Человек приходит с паспортом в клиентскую службу Пенсионного фонда, заполняет анкету, затем гражданину на федеральном уровне присваивается страховой номер индивидуального лицевого счета, после чего свидетельство распечатывается и выдается гражданину.
Сейчас мы по данному вопросу работаем с МФЦ. Уже даже есть предварительный срок готовности предоставления услуги СНИЛС-онлайн. На сегодняшний день, если человек обратится в МФЦ, он может только подать анкету на получение СНИЛС, а затем все равно необходимо прийти в Пенсионный фонд. Мы работаем над тем, чтобы человек мог прийти в МФЦ и уйти с готовой карточкой с присвоенным страховым номером. Надеюсь, к концу года у нас это все-таки получится.
—А по другим услугам Пенсионного фонда вы уже взаимодействуете с МФЦ в электронном виде?
—Конечно, у нас очень много востребованных услуг. Например, МФЦ нам значительно помог по вопросам материнского капитала, когда Пенсионный фонд осуществлял единовременную выплату из средств МСК, предусмотренную законодательством. Что касается предоставления услуг в электронном виде, по информации МФЦ, они уже запустили услугу предоставления пенсионеру сведений о размере его пенсии. Здесь задействована система межведомственного электронного взаимодействия—СМЭВ. То есть человек обращается в МФЦ, МФЦ делает запрос через эту систему и получает сведения о размере пенсии, которые передает пенсионеру.
—Для предоставления части госуслуг нужна идентификация личности. Насколько мне известно, этим тоже занимаются Пенсионный фонд и МФЦ. Расскажите подробнее.
—Да, действительно, этим занимаются Пенсионный фонд, МФЦ и с недавнего времени—РНКБ. Услуга называется «Подтверждение личности». Хочу отметить, что Пенсионный фонд не только подтверждает личность, но и оказывает помощь в регистрации, если человек сам не знает, как это сделать.
—У нас в стране сейчас внедряется Единая государственная информационная система социального обеспечения. Каковы цели ее создания?
—ЕГИССО—это федеральная государственная информационная система, которая создана в целях обеспечения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления актуальной информацией о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране. А также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.
ЕГИССО позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения страны в одном месте и в разрезе каждого гражданина. На ее основе появится возможность более качественно анализировать и планировать расходы.
—Какие задачи стоят перед этой системой?
—В первую очередь это повышение качества планирования затрат, а также разгрузка органов исполнительной власти от непрофильной деятельности и избыточных функций. Немаловажная задача — исключить дублирование данных, кроме того, повысить эффективность расходования бюджетных средств. Внедрение данной системы увеличит эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повысит уровень информированности граждан о своих правах на социальное обеспечение и снизит количество времени и усилий при получении тех или иных мер социальной поддержки.
—Сведения из каких организаций включает в себя ЕГИССО?
—Условно можно разделить на уровни бюджета. Это могут быть федеральные органы власти, тот же Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Мы в городе работаем на региональном уровне, у нас создана комиссия по внедрению ЕГИССО. В эту комиссию входят все поставщики информации, то есть все те органы, которые оказывают какие-либо социальные услуги. Это департамент труда и социальной защиты, департамент образования, департамент здравоохранения и другие органы исполнительной власти.
—Это огромный объем работы… А когда планируется запустить эту систему и какие новые возможности появятся у граждан в связи с этим?
—Запустить предполагается по графику с 1 января 2018 года. Времени осталось очень мало, а работы надо проделать очень много. Хочу сказать, что наши коллеги к делу относятся с пониманием и всю информацию стараются предоставить в установленные сроки.
У каждого гражданина, который получает какие-либо меры социальной поддержки от государства, будет свой «Личный кабинет», в котором он сможет увидеть, какие фактические меры соцподдержки ему уже предоставляются и какие меры он может еще получить.
—Благодарим за беседу.

 

Пресс-служба отделения ПФР по Севастополю.

Другие статьи этого номера