Где живут музы

От горы Гасфорта до сухих доков Лазаревского адмиралтейства

В предпоследний день сентября руководство государственного бюджетного учреждения «Культурно-информационный центр» дало пресс-конференцию для сотрудников городских средств массовой информации. Она была посвящена старту нового творческого сезона.

 

С сообщениями перед журналистами предстали заслуженный работник культуры Украины, заслуженный артист Украины, заслуженные работники культуры Республики Крым. Оправданно на промежуточном этапе в деятельности одного из ведущих учреждений культуры Севастополя оглянуться на пройденный вчера отрезок пути.
Это обстоятельство побудило меня вспомнить летнюю публикацию в «Славе Севастополя» об очередном успехе балет-студии Classic Культурно-информационного центра. На проходившем у нас в течение трех дней в рамках III ассамблеи искусств международном конкурсе «Лазурная жемчужина» студийцы в возрастной категории 9-13 лет в номинации «Классический танец» были отмечены дипломом лауреата I степени. Руководитель и хореограф балет-студии Виктория Холодова удостоена медали «Лучший хореограф». Ей также вручили благодарственное письмо организаторов конкурса «За весомый вклад в развитие хореографического искусства и молодежного творчества, сохранение традиций национальной культуры, укрепление регионального и международного сотрудничества».
Четверть века после окончания Воронежского хореографического училища Виктория Викторовна выходила на сцену в спектаклях Донецкого академического театра оперы и балета. С недавних пор она щедро передает свой богатый опыт подрастающему поколению—юным севастопольцам. Конечно же, педагогу важно знать премудрости профессионального мастерства. Не менее важно еще обладать способностями убедить своих питомцев, мало того, убедить еще и их родителей в том, что любой вид искусства, балет в особенности,—не развлечение, а напряженный труд, труд и еще раз труд.
Успех на III летней ассамблее искусств—не единственное подтверждение избранных Викторией Холодовой стратегии и тактики. Сошлюсь на пример события, произошедшего несколько ранее, когда в Севастополе, Ялте и Евпатории собрались московские артисты на гастроли с постановкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». В массовых сценах рядом со столичными знаменитостями было предложено выступить местным учащимся детских студий. Времени на подготовку—в обрез. Желающих пойти на риск москвичи нашли не в Симферополе, не в Ялте, не в Евпатории, не в Керчи, а в Севастополе. Это была балет-студия Classic Виктории Холодовой Культурно-информационного центра. Виктории Викторовне хорошо известна классическая постановка «Щелкунчика». Уже после первой совместной репетиции приезжие артисты высоко оценили выход на сцену своих юных партнеров: «Гениально!» В Евпатории зрители с трудом поверили, что перед ними не московские дети, а севастопольские. Танцу гномов публика аплодировала так, что Виктория Холодова в зале забеспокоилась: слышна ли ее воспитанникам музыка?
«Вы были прекрасны,—сказали москвичи, собираясь домой.—Надеемся на сотрудничество в будущем».
На встрече с журналистами директор Культурно-информационного центра Татьяна Зенина назвала количество культурно-досуговых формирований, подобных студии классического балета: кружков, клубов по интересам, творческих коллективов. Их чуть больше полусотни: музыкального, хореографического, театрального и прочих направлений. Из них полтора десятка коллективов—народные, образцовые. Это муниципальный оркестр «Жемчужина России», хореографический ансамбль «Атлантика», вокальный ансамбль «Маленький принц», хореографический театр танца «Мистериум», ансамбль бального танца «Мириданс», фольклорный вокальный ансамбль «Чарiвницi», хор ветеранов «Лейся, песня»… Рамки газетного отчета, к сожалению, не позволяют не то что рассказать об этих и других коллективах, но и назвать всех, как говорится, поименно.
Не удержаться, однако, от упоминания новичка центра. Возглавляемый Артемом Макеевым Театр имени Кукол встретил третий сезон. Чуть более двух лет ему хватило для наработки интереснейшего репертуара, успешного выступления вдали от дома на престижных международных фестивалях театров кукол. На 14-15 октября Артем Викторович и его артисты приглашены в Москву, где Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова проводит свой фестиваль. Верится, что на этой высочайшей площадке коллектив достойно представит Севастополь.
Артем Макеев в общении с журналистами, со зрителями не устает повторять, что созданный им театр не детский и не взрослый. Театр имени Кукол—семейный. Усилия его немногочисленных актеров, художника, художественного руководителя направлены на то, чтобы отточить свой голос в сложном искусстве, каким, несомненно, является избранная ими стезя. И на этом направлении они явно преуспели, обрели своего зрителя. Автору этих строк повезло посмотреть спектакли по пьесе Элинор Фарджон, первого лауреата Малой Нобелевской премии (так принято называть обладателей Золотой медали Г.-Х. Андерсена), «Белый великан» (дважды) и поставленный по мотивам пьесы А. Веселова «Солнышко и снежные человечки».
Мои ощущения: ткань спектаклей в постановке составляют некие слои. Одни доступны для восприятия лишь детьми, другие—исключительно взрослыми. В афише Театра им. Кукол «Солнышко и снежные человечки» помечен знаком «+3», «Белый великан»—«+7». В уютном зале большая часть зрителей разных возрастов располагается на брошенных на пол подушках. Каждый раз опасаешься: как поведет себя публика от 3 до 7 лет? Представьте себе,—образцово. Всех увлекает происходящее на сцене. Вы, уважаемый читатель, убедитесь в этом сами, побывав в гостях у кукол. Тем более что для этого представится повод.
На пресс-конференции было заявлено о планах премьерного показа в новом сезоне трех спектаклей. Один из них по произведению Валерия Брюсова. Название еще одного спектакля Артем Макеев держит в секрете. «Но это будет потрясающий спектакль»,—заметил художественный руководитель и режиссер театра, где оживают куклы, кстати, не привычные многим марионетки и не «рукавички»…
Культурно-информационный центр, говорится в пресс-релизе, представленном организаторами пресс-конференции,—это «два зрительных зала на 1200 и 400 мест, выставочный зал, 30 досуговых помещений общей площадью 3835 квадратных метров». Не гектар ли? Но в Культурно-информационном центре уже начинают ощущать нехватку площадей. На средства городского бюджета основательно отремонтированы кое-какие помещения. В Культурно-информационном центре поверили, что настанет черед обещанного централизованного финансирования реконструкции крытого пространства, вполне пригодного для размещения театра «Психо Дель Арт». Можно было бы «ковать железо, пока горячо», но не пройдены еще обязательные, требующие времени процедуры определения подрядчика. Нет и проектно-сметной документации.
Возглавляемый Андреем Масловым народный театр «Психо Дель Арт» объявился в Культурно-информационном центре год назад. Это время ушло на возобновление четырех спектаклей, составляющих четверть репертуара. В день проведения пресс-конференции Андрей Николаевич и его единомышленники поставили на большой сцене «драму страсти» «Спектральный анализ… женщины». В планах коллектива—постановка нового спектакля по пьесе Германа «Откуда берутся дети»…
Официальное открытие нового сезона состоялось на следующий день. В грандиозном шоу зрителям предложили программу «Шаг в мир искусства». В ее искрометной реализации участвовали если не все, то лучшие ведущие творческие силы Культурно-информационного центра. Месяцы, дни приближают нас к его 40-летию. То ли еще будет!

 

А. КАЛЬКО.
На снимке: коллектив Театра имени Кукол во главе с Артемом Макеевым.

Другие статьи этого номера