Испытания музыкой

«Перспективы  у севастопольского спорта хорошие…»

В Санкт-Петербурге прошел XI международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В нем принял участие студент 4-го курса Музыкальной академии имени Гнесиных, наш земляк Никита Бондин. В качестве концертмейстера он пригласил в город на Неве своего первого педагога—севастопольскую пианистку и композитора Татьяну Великодворскую.

 

Это творческое соревнование основано выдающейся оперной артисткой Еленой Образцовой. Оно принадлежит к числу наиболее крупных и авторитетных вокальных форумов России. О его высокой репутации свидетельствует членство во Всемирной федерации музыкальных конкурсов. Не приходится удивляться тому, что для участия в конкурсе заявки подали 255 вокалистов из Беларуси, Украины, Словении, Англии, Китайской Народной Республики, Монголии, Японии и некоторых других стран, естественно, в том числе и Российской Федерации.
Нынешним летом Никита Бондин приезжал в Севастополь вместе с невестой Розой, которая тоже овладевает искусством пения. Молодые люди с готовностью согласились выступить перед сотрудниками и читателями Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого. Аккомпанировала им на фортепиано Татьяна Великодворская. Концерт прошел с большим успехом.
Ребята дали интервью корреспонденту «Славы Севастополя». В нем Никита, в частности, поделился планами принять участие в конкурсе высокого уровня. Как видим, Никита Бондин решился на поездку в Санкт-Петербург.
Со своими концертмейстерами сюда приехали лишь семь исполнителей, в том числе, как уже отмечалось, Никита Бондин. Татьяна Ивановна откликнулась на его приглашение, согласившись на поездку в северную столицу за собственные средства. Следовало не только выйти на сцену вместе со своим учеником, но и подготовить его к нелегкому испытанию.
В первом туре конкурсантам предложили в сопровождении фортепиано исполнить по сделанному заранее личному выбору арию из оперы. Никита Бондин и Татьяна Великодворская предстали перед переполненным малым залом имени Михаила Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича, где проходил конкурс, с арией Петра из оперы Николая Лысенко «Наталка Полтавка».
«Наталка Полтавка»—одна из первых украинских опер. Замечательное произведение! Около 130 лет она не сходит со сцен оперных театров крупных культурных центров Украины и некоторых других стран. Заслуженно опера пользуется любовью зрителей.
В свое время над созданием ее образов плодотворно работали такие мастера прошлого, как Кропивницкий, Саксаганский, Заньковецкая, Паторжинский, Литвиненко-Вольгемут, Петрусенко. Арии Петра из «Наталки Полтавки» были в репертуаре мировой легенды певческого искусства Козловского. Но будем откровенны: «Наталку Полтавку» не отнесешь к оперным произведениям европейского уровня.
Зал тепло встретил Никиту Бондина. Испытания музыкойОн пел великолепно. В течение 2-3 дней шли выступления конкурсантов. Из 255 певцов во второй тур пробились 45 человек. К сожалению, в их списке не оказалось нашего земляка.
Жюри конкурса—это испанец Джакомо Арагаль—основатель международного конкурса вокалистов своего имени, китаец Шучжэнь Го—профессор Центральной пекинской консерватории, англичанин Дэвид Гоуланд—артистический директор программы молодых оперных артистов королевской оперы «Ковент-Гарден»…
Трудно сказать, с кем из иностранных специалистов Никита общался в неформальной обстановке. Но с единственным представителем Российской Федерации в жюри конкурса Дмитрием Вдовиным—художественным руководителем молодежной оперной программы Большого театра, очевидно, точно имел краткий, но предметный разговор.
Члены жюри, с которыми Никите Бондину удалось поговорить, отметили красоту его голоса. Кстати, Никита Бондин—тенор. Только следует определиться еще с ним в ходе дальнейшей учебы: Никита Бондин—тенор лирический или тенор драматический? По мнению собеседников, молодой вокалист допустил ошибку с выбором произведения. Ему надлежало заявить для исполнения более сложную арию, тем самым полнее раскрыть потенциал своего несомненного дарования. А так есть он или нет—гадать не приходится.
Тем не менее и Никита Бондин, и Татьяна Великодворская результатом участия в престижном конкурсе вполне довольны. Это тот случай, когда кажущаяся неудача весомей мимолетного успеха. Предстоит работа с учетом приобретенного опыта. Об этом Татьяна Ивановна говорила со своими молодыми друзьями в ходе увлекательной экскурсии по Неве и многочисленным каналам северной столицы.
Как бы не пару лет назад Севастополь посетила растущая питерская певица Александра Зарянкина. С тех пор ее связывает прочная творческая дружба с севастопольским музыкантом Татьяной Великодворской. Однажды они дали в городе на Неве сольный концерт. На сей раз Александра Зарянкина и Татьяна Великодворская пригласили публику во фрейлинский корпус замечательного Елагинского дворца. Первое отделение концерта составили произведения западноевропейской классики, второе—восемь романсов, в разные годы сочиненных Татьяной Ивановной. Зал тепло принял выступление питерской певицы и севастопольского концертмейстера.

 

* * *

В молодости на Сергея Рахманинова свалились тяжелые испытания. Помощь пришла со стороны профессора Московской консерватории Зверева. Мэтр предоставлял молодым музыкантам кров и стол. Только потому что они талантливы. Среди тех, кому Зверев вовремя подал руку, оказались композиторы Рахманинов и Скрябин. В течение трех лет становлению Шаляпина покровительствовал профессор Углов. Татьяне Великодворской не чужды по-человечески замечательные традиции, сложившиеся в русской музыкальной культуре.

 

А. КАЛЬКО.
На снимках: Татьяна Великодворская аккомпонирует Александре Завьяловой; во время посещения Санкт-Петербурга с Никитой Бондиным.

Другие статьи этого номера