Что делать психологу в школе?

В Севастопольском чрезвычайном ведомстве отметили 85-летие со дня образования гражданской обороны

Быть или не быть психологу в школе—вопрос до сих пор отчасти дискуссионный. Тема то и дело поднимается на разных уровнях: идут обсуждения среди родителей, об этом говорят специалисты. Не так давно проблему подготовки школьных психологов обсудил комитет по образованию Госдумы РФ. Депутаты (после случая применения оружия школьником в Подмосковье) решили обратиться в профильное ведомство с требованием проверить компетенцию и профессионализм школьных педагогов-психологов.
Между тем жизнь показывает, насколько трудно юному человеку ориентироваться в современном мире. Наши дети то попадают в сети-ловушки интернета, то порой чувствуют себя одинокими, несмотря на богатый окружающий мир. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни? И вообще нужны ли они? На эти вопросы «Славе Севастополя» ответила методист государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Севастопольский центр развития образования» Н.В. Бескоровайная.

 

—Наталия Владимировна, сколько педагогов-психологов на сегодняшний день трудятся в севастопольских школах?
—Всего в образовательных учреждениях города (вместе с дошкольниками) в 2016/2017 учебном году работали 119 педагогов-психологов. Это на 10 специалистов меньше, чем, допустим, в 2015/2016 году (129 специалистов).
Что касается школ, то на сегодняшний день наметилась положительная тенденция. Дополнительных ставок на должность педагога-психолога стало больше. На 1 октября текущего года в 72 образовательных учреждениях города психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляли 57 педагогов-психологов.
—Не секрет, что некоторые родители до сих пор не понимают, зачем в школе нужен психолог, ведь дети находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы….
—Надо сказать, что педагоги-психологи оказывают психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса, не только обучающимся, но и преподавателям школы. Они призваны в помощь родителям. Конечно, многое зависит от конкретной ситуации, от конкретного специалиста, но было бы крайне неразумно подвергать сомнению пользу психологического сопровождения.
Уверена, грамотный, подготовленный психолог может предотвратить трагическое развитие ситуации в школьном конфликте, если он вовремя узнает о существовании самого конфликта. Он может помочь индивидуально, исследуя развитие ребенка, предупреждая возможность неблагополучия в психоэмоциональном и личностном развитии. Большое значение имеет профилактика возникновения социальной дезадаптации, девиантного поведения среди подростков. Психолог не допустит развития ситуации жестокого обращения с детьми, посодействует в приобретении навыков безопасного использования интернета, своевременно предупредит об опасности употребления психоактивных веществ, поможет сформировать социальные установки на ведение здорового образа жизни. По правде сказать, детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом становится все больше.
Не случайно с учетом последних событий в стране особое внимание уделяется выполнению законодательных и нормативных актов, регулирующих профилактику асоциального поведения обучающихся.
—Не подвергая ваши слова сомнению, все-таки хотелось бы уточнить: индивидуальная работа школьного психолога проводится с ребенком с согласия его родителей?
—Совершенно верно. Это добровольное сотрудничество, основанное на согласии. По закону, родитель может от него оказаться.

 

Мнения родителей с форума:
«За»

—В 1-м классе наш школьный психолог больше успокаивала, утешала детей, если кто огорчился или ребята поссорились. Еще пускала к себе в кабинет тех, кто не хотел «ходить на голове» на переменке, давала им бумагу, карандаши, придумывала спокойные игры. Иногда на перемене всех организовывала в «ручеек» или ещё во что-то поиграть. С кем надо было индивидуально побеседовать, с теми работала отдельно. Кому нужна была групповая терапия, тех группами приглашала, и они там в разные игры играли. Сейчас мой ребенок в 5-м классе. Психолог другая, но тоже прикольная: молодая, с огненно-рыжими волосами, детям нравится. Психолог иногда заменяет заболевших учителей—интересно бывает, что-то рассказывает, тесты прикольные приносит. Не вижу проблемы, если адекватный психолог, то это приятное и полезное общение. По человеку смотрите.

«Против»

—Я помню, как еще детсадовский психолог мне пыталась рассказать, что отец в нашей семье очень деспотичен, что его авторитарно-диктаторская позиция в семье очень негативно влияет на ребенка. Я спросила: «Откуда такая информация про нашего отца?» (ибо по факту все с точностью до наоборот). Психолог вытащила из папки рисунок ребенка с изображением нашей семьи, ткнула в папу и говорит: «Ну как же! Вы же видите, что отец сильно выше всех! Мамина голова заканчивается ниже уровня его плеча!!!» Я: «Да, совершенно верно, рост мамы 164 см, рост папы 196 см. Ребенок верно передал пропорции». Занавес! Теперь я не доверяю школьным психологам и не хочу, чтобы посторонний человек лез со своими расспросами в дела нашей семьи.

Нейтральное

—А что ужасного в школьном психологе? Вы имеете право отказаться, но при любом следующем конфликте вам могут напомнить, что вы не идете навстречу и т.п. У моего сына были проблемы при переходе в среднюю школу, так я специально ходила к школьному психологу. Другое дело, что она с ребенком не помогла, зато меня немного успокоила…»

 

Кстати

С нового учебного года астрономия вернулась в школы в качестве обязательного учебного предмета. Какие нормативные требования предъявляются к преподаванию астрономии в 2017/2018 учебном году? Каково предметное содержание? В чём сходство и отличие курсов физики и астрономии? Как можно построить урок?
Эти и ряд других вопросов рассматривались на обучающем семинаре для учителей астрономии севастопольских школ, который был проведён 14 сентября с.г. кандидатом технических наук, учителем высшей категории, методистом по физике корпорации «Российский учебник» В.А. Опаловским совместно с ГБОУ ДПО «Севастопольский центр развития образования» на базе ГБОУ «СОШ № 14 им. И.С. Пьянзина» (директор—И.Н. Улыбышева).

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

_______________________

 

Согласно законодательству РФ, у педагог-психолога—следующие основные обязанности:
—Психолог должен осуществлять работу, направленную на сохранение психического и психологического здоровья детей, а также проводить психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию и консультирование. Психолог обязан своевременно выявлять детей с отклонениями в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии и оказывать им соответствующую психологическую поддержку. Психолог обязан осуществлять профориентационную работу с молодежью, а также формировать психологическую культуру детей, учителей и родителей, в том числе культуру полового воспитания.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера