Самое дорогое хобби землян

Первой российской марке—160 лет

Величайшее в мире благородноеСамое дорогое хобби землян безумие имело место зародиться на территории Соединенного королевства 6 мая 1840 года. Почтовое ведомство Великобритании выпустило первую в истории марку стандартного типа—гарантию того, что корреспонденция оплачена отправителем. Это был «Черный пенни». Марка была изготовлена в черном цвете металлографическим способом. И в наше время она—далеко не редкая «служанка» филателии, но любой уважающий себя коллекционер хотел бы непременно ее иметь хотя бы ради исторической значимости раритета, цена которого—в зависимости от сохранности—колеблется от 200 до 20 тыс. долларов США.
После появления на свет «Черного пенни» во многих странах Европы решили незамедлительно печатать национальную «почтовую валюту». В Российском же почтовом департаменте «проснулись» аж спустя одиннадцать лет. Чиновник А. Чаруковский отправляется в командировку в Лондон, Париж и Германию, изучает производственный процесс в английских типографиях, совершает рейсы в почтовых вагонах. Однако ход его записки «О введении штемпельных марок в России» замедляет Крымская кампания, и чиновник вновь направляется изучать европейский опыт выпуска почтовых марок лишь в 1856 году…
Государь утверждает проект введения в оборот в державе штемпельных марок для простой корреспонденции, оплачивается машина для перфорации, определяется, что этим новым делом будет заниматься Экспедиция заготовления государственных бумаг.
Однако выписанное из Вены оборудование запоздало в дороге на целых полгода, а по прибытии вышло из строя. Посему первая российская марка оказалась беззубцовой, но зато прозрачной. В указе от 20 октября 1857 года Александр II утвердил изготовленные пробы штемпельных отечественных марок, и они впервые были названы почтовыми.
За минувшие потом шесть десятков лет РоссияСамое дорогое хобби землян пустила в оборот 133 разновидности марок. Но сюжет рисунка оставался неизменным: государственный герб России. Лишь трижды почтовики отступали от правил: в 1905-м и 1914 годах—в рамках благотворительных акций, а в 1913 году—по случаю 300-летия Дома Романовых.
Вместе с тем в дореволюционной России обращалось почти три тысячи разновидностей марок. Как же так получилось? Все это были марки земской почты—ими оплачивали корреспонденцию, ходившую в пределах уезда. Каждый уезд выпускал «родные» марки, внешний вид которых обязательно должен был отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Лужский уезд, например, специализировался на овальных марках, в Волчанске предпочитали ромбовидные, Васильский уезд отдал свои симпатии круглым. Тамбовцы отличились, выпустив одну из самых маленьких марок мира. Лохвидцы, напротив, пользовались непомерно большими.
Не стало исключением и севастопольское градоначальство. Оно изготовило и выпустило лишь однажды исключительно региональную марку, которая использовалась и для придания веса различного рода бумагам внутреннего пользования, и для почтовых отправлений по городу в тех случаях, когда в наличии не оказывалось марок государственного образца.
Наша марка имеет индекс редкости второй степени и находится в коллекциях лишь двух севастопольцев-филателистов.
Спустя два года после выхода первой английской марки стало известно о появлении сигнальной коллекции. Надо же было и как-то обозначить эту коллекционную страсть. Начинали с тембрологии (от фр. timbre—«марки») и остановились на скабрезном слове «маркомания». Лишь в 1864 году появилось и утвердилось знакомое нам слово «филателия» (от греческих phileo—«люблю» и atelos—«сбор, пошлина»). Таким образом, в мире открылся ящик филателистической Пандоры.
Марки рождались миллионами экземпляров, причем в невероятных количествах разновидностей: о табаке, о птицах, о великих людях, о рельсах, о величайших военных баталиях, знаковых спортивных достижениях, минералах, пчелах, цветах, крокодилах и т.д., несть им числа! В среде фанатов филателии оказались Александр III, королева Виктория, Ф. Рузвельт, К. Маркс, Ф. Достоевский, А. Эйнштейн, А. Блок, Г. Ягода. В наше время—В. Молотов, М. Жаров, Д. Кабалевский, А. Карпов, Ю. Лужков, В. Розов, Б. Стругацкий, Г. Щедрин и даже… президент России Владимир Путин…
В чем же магия филателии? КоллекционерыСамое дорогое хобби землян прекрасно понимают, что всех марок не удастся собрать никому, а потому смысл жизни всегда при тебе, его надлежит искать до конца…
Иногда невинные марки—как искомое многолетнего страстного вожделения—играли роль особой цены предложений государственных масштабов, от которых невозможно отказаться. Хрестоматийный пример: всего лишь десятиминутная протокольная встреча президента США Рузвельта с наркомом иностранных дел СССР Литвиновым затянулась на два часа—страстные филателисты обсудили наболевшее, и Рузвельт добился от Конгресса США дипломатического признания СССР с последующими торговыми льготами.
Иногда нелепые, а чаще трагические обстоятельства делают марку раритетом. В августе 1935 г. в нашей стране предполагался перелет Москва—Северный полюс—Соединенные Штаты. напечатали и марки. Они продавались только на Московском почтамте и только один день: полет оказался неудачным. Кроме того, около сотни марок были напечатаны с браком (в слове Сан-Франциско «ф» оказалась строчной, а не прописной)—и их цена возросла еще более.
А с «челюскинской серией» произошла и вовсе мистическая история: на всех марках под портретами летчиков художник поместил две лавровые ветви—символ славы, однако под портретом же Леваневского—лавровую и пальмовую (вторая—знак траура). Во время перелета через Северный полюс Леваневский погиб.
…Самыми дорогими марками, когда-либо выпущенными в мире, считаются от силы десять артефактов филателии. Это, конечно же, «Маврикий». Ее отпечатали в 1847 году, но допустили оплошность: перепутали в надписи слова Office и Paid. Их в наличии насчитывается 28 экземпляров, стоимость каждой—от 15 до 20 млн долларов США.
Далее следует марка, посвященная известному политику и писателю США Бенджамину Франклину. Сегодня известны лишь две такие марки: одна хранится в публичной библиотеке Нью-Йорка, а другая—у никому неведомого коллекционера. Стоимость ее—30 млн долларов США.
«Желтая шведская марка». Ее изготовили в 1855 году. Серия вся—зеленая, а энное количество марок почему-то выкрасили в желтый цвет. В 1966 году этот раритет был куплен на аукционе за 2,3 млн американских долларов.
«Дженни-перевертыш». Такую марку, посвященную аэроплану «Кертис-Дженни», выпустили в США в 1918 году. Но самолет оказался нарисованным вверх тормашками. Сейчас эта марка стоит 3 млн долларов США.
«Тифлисская уника». Их в малом количестве выпустили в царской России на территории Грузии в 1857 году. Это одна из самых редких отечественных марок. Сегодня известно местонахождение всего лишь трех таких артефактов, и все они принадлежали когда-то ювелиру Фаберже, а сейчас находятся в частных коллекциях, оцениваясь в 2 млн долларов США.
К редким советским маркам можно отнести «Голубую гимнастку»—она была отпечатана к 40-летию советского цирка, но в тираж не вошла, т.к. авторитетная комиссия не пришла к единому мнению относительно года основания нашего цирка: амплитуда колебалась от 1920-го до 1934-го. Спустя много лет, лишь к 60-летию всех наших шапито, выяснилось, что цирк все-таки основан в 1919 году. А марка с неправильным «днем рождения» оценивается нынче в 13 млн долларов США…
И подобных марок с причудливым биографическим силуэтом в России наберется, пожалуй, десятка два. Правда, цена на иные—уже не миллионы долларов США, а лишь несколько тысяч дензнаков наших нынешних политических «партнеров»…
…На сегодняшний день российская почтовая марка в тесном содружестве с марками других стран «подсадила» на «филателистическую иглу» около полумиллиарда человек во всем мире. По данным ЮНЕСКО, сейчас коллекционирование марок—наиболее массовое хобби. Более того, оно и наиболее прибыльное: ничто так с годами не «тяжелеет» в ценовом выражении, нежели филателистический продукт.
Ни телефон, ни Интернет, ни гаджеты не свергли пока марку с ее могущественного трона хотя бы потому, что не мы обладаем этими клейкими кусочками бумаги, а именно они завладели нашим сознанием (по крайней мере, одного из ста землян) и празднуют оглушительную победу.
Конечно, строй филателистов явно стареет. Однако в качестве образовательного и воспитательного средства филателия активно используется в ряде стран Европы, а также в Японии и Канаде. Например, в Германии экземпляр каждого нового выпуска почтовых знаков отсылается в начальные школы, чтобы дети вживую видели марку, лучше понимали историю своей страны, гордились ею.
Кто-то скажет: «Традиционная почта загибается». А скептикам можно ответить: «Пока в мире существует почтовая служба, до тех пор филателия будет самым популярным хобби всего человечества»…

 

Леонид СОМОВ.
На снимках: самая первая почтовая марка в мире—«Черный пенни»; первая марка России; единственная марка, выпущенная севастопольским градоначальством.

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера