Часы и гобелены всех времен

Часы и гобелены всех времен

Выставка «Часы и гобелены» приурочена к празднованию 90-летия Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. В экспозиции представлена самая ценная часть декоративно-прикладного искусства, хранящаяся в наших фондах,—коллекция художественной бронзы, часов и старинных гобеленов XVIII—начала XX века.

 

Комплектование коллекции часов и гобеленов началось во время создания картинной галереи в 1927 году. Дальнейшее формирование собрания проходило поэтапно. Часы и гобелены, национализированные после Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны, ранее украшали дворцы и особняки Южного берега Крыма и Севастополя: М.В. Барятинской, Е.Ф. Базилевой, Д.А. Веригиной, А.Н. Плотниковой, Ю.А. Ковако… Во время Великой Отечественной войны большинство предметов декоративно-прикладного искусства вместе с экспонатами западноевропейского и русского искусства были эвакуированы из осаждённого фашистами Севастополя в сибирский город Томск директором галереи Михаилом Павловичем Крошицким. Тем самым, они были спасены от уничтожения.
Коллекция часов в собрании музеяЧасы и гобелены всех времен насчитывает 18 экспонатов. Среди них—созданные в конце XVIII—начале XX века часы каминные, консольные, кабинетные, настенные, карманные, нагрудные из Франции, России, Германии, США в корпусах из бронзы, мрамора, фарфора, дерева и металла.
Самые ранние произведения художественной «обстановочной» бронзы относятся ко второй половине XVIII—первой половине ХIХ века.
В числе произведений, имеющих высокую художественную ценность,—часы консольные, созданные во Франции в 1760-1770 гг. бронзовщиком Робером Осмоном—ярким представителем стиля Людовика XVI (эпохи неоклассицизма).
Конец XVIII—начало ХIХ века—время расцвета классицистического стиля. В 90-е годы XVIII века созданы часы-ротатор (от лат. «вращающийся»). Необычны они тем, что корпус во время работы остаётся неподвижным, вращается лишь эмалевый «поясок» с римскими цифрами, а укреплённая перпендикулярно неподвижная стрелка в виде стрелы Амура указывает время.
В ХIХ веке прослеживаются увлечение стилями прошлых эпох, возвращение к декоративной затейливости стилей рококо, барокко. Создаются вычурные произведения, отдалённо напоминающие изделия XVIII века. Это время поисков нового стиля получило название периода эклектики, или историзма. Представленный на выставке каминный гарнитур составляет единый ансамбль, созданный во Франции после 1855 года. Часовой механизм принадлежит известной парижской фирме «Братья Жапи», которая одной из первых во Франции начала массовое производство часовых механизмов. ИзысканностьЧасы и гобелены всех времен бронзовым корпусам часов и урн придают расписанные вручную фарфоровые плакетки, которые, скорее всего, созданы на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре. Корпус напоминает портик греческого храма и обращает нас к стилю ампир, но в декоре фарфоровых плакеток прослеживается влияние рококо. Подобное соединение разных стилей в одном произведении характерно для второй половины XIX века.
В конце XVIII—начале XIХ века французская бронза была одним из основных элементов убранства парадных интерьеров дворцов и особняков русского дворянства. Большой объём дворцовых заказов способствовал привлечению к работе в Российской империи многочисленных западноевропейских бронзовщиков, литейщиков, чеканщиков и позолотчиков. В XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве свои мастерские открыли Самуил Вёль, Феликс Шопен и Виктор Габю.
В XIX веке, когда часы стали сравнительно распространённым предметом обихода, искусные часовщики начали вводить в них различные дополнительные механизмы, выполняющие сложные движения, ненужные для основной функции часов и предназначенные лишь для придания им особой занимательности, курьёзности. К часам-загадкам, или «живым часам», относятся представленные в экспозиции часы настольные «Слон» известной немецкой фирмы «Юнганс», которые датируются началом ХХ века. Маятником здесь служит весь корпус часов, раскачивающийся на хоботе слона. Качание часов обеспечивает спрятанный внутри молоточек-противовес.
Дополнена выставка коллекцией старинных гобеленовЧасы и гобелены всех времен (шпалер), которые были созданы в основном во Франции в XIX веке. Одновременно наряду с ручным развивается машинное ткачество. Отличительной особенностью французских гобеленов второй половины XIX века является обращение к картинам старых мастеров. Гобелены «Сцена в трактире», «У трактира» созданы в духе фламандских живописцев XVII века, мастеров бытового жанра—Давида Тенирса-младшего и Адриана Браувера.
Представленные на выставке французские гобелены, созданные неизвестными мастерами XIX века, знакомят нас со вкусами заказчиков и традициями этого времени. А об интерьерах домов, украшенных часами и шпалерами, мы можем судить по живописным картинам художников Западной Европы XVII-XIX вв. Это в основном интерьеры, которые воссоздают быт, нравы и привычки людей прошлого.
Коллекция часов и гобеленов Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого не отражает в полной мере развитие декоративно-прикладного искусства, но представляет важные его вехи. Часто экспонаты неохотно «делятся» своими тайнами, и может пройти достаточно много времени, прежде чем музейные предметы откроют свои секреты. Бесспорно, произведения, представленные на выставке, являются воплощением мастерства и таланта художников. За каждым экспонатом—история развития научно-технического прогресса и декоративно-прикладного искусства.

 

Е. ТИТОВА, старший научный сотрудник.
Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера