«Семейная» школа на семьсот учеников

«Семейная» школа на семьсот учеников

За три года в составе РФ севастопольские школы получили новое оборудование для медкабинетов, кабинетов химии, физики, сенсорные комнаты и интерактивные доски. Учреждения смогли перекрыть кровли зданий, установить пластиковые окна, запустить системы видеонаблюдения. Но проблемы в учебных заведениях остаются: не везде нормально функционируют медицинские кабинеты, а столовые не в состоянии обслуживать всех учеников. Очень многое зависит от педагогов: там, где за долгие годы сложился хороший, прочный коллектив, справляются со всеми сложностями.
Школу № 14 имени Героя Советского Союза И.С. Пьянзина называют «семейной». Некоторые учителя работали в ней еще в советское время. 30 октября школе исполняется 80 лет. Как удалось сохранить коллектив, как школа интегрировалась в российское законодательство—в материале «Славы Севастополя».

 

—2014 год был для нас ярким в плане внутреннего состояния, мы были на подъеме и рады тем событиям, которые происходили,—рассказала директор школы № 14 Ирина Улыбышева.—Те сложности, с которыми пришлось столкнуться, нам не показались тяжелыми. Эти события сплотили коллектив еще сильнее, хотя проблем возникало много. Пришлось осваивать российское законодательство, в первую очередь—государственный образовательный стандарт, требования к организации учебно-воспитательного процесса, трудовое законодательство. Мастерство наших педагогов позволило «стыковать» учебный материал между российской и украинской программой практически по всем предметам. Было сложно, но интересно.
Педагогам пришлось учиться осуществлять закупки и участвовать в электронных аукционах—теперь в школе есть свой специалист в этой области, поэтому все необходимое для учебного процесса своевременно пополняется. Очень быстро школа получила оборудование для медкабинета и библиотеки, сенсорную комнату для психологической разгрузки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель химии Людмила Николаевна Тульских только-только успела разобрать вновь полученные коробки с колбочками и реактивами. В кабинете химии уже сделан современный ремонт, а дети смогут заниматься предметом с большим интересом. До этого педагогу приходилось пользоваться еще старыми (с советских времен!) химреактивами с давно истекшим сроком годности.
—Еще при СССР я составила список, что мне нужно для уроков, а завуч ходила в магазин и покупала. Вот сейчас у нас появились новенький сейф, миниатюрные весы, колбочки, мерные стаканы, спиртовки,—говорит Людмила Тульских.

 

«Семейная» школа на семьсот учеников

 

Людмила Николаевна работает в школе № 14 всю свою трудовую жизнь. «Еще с детского сада я хотела быть учителем,—рассказывает она.—Окончила Криворожский пединститут, после чего меня направили по распределению в Севастополь, здесь предложили на выбор две школы—№ 5 и 14. Кто-то мне посоветовал пойти в 14-ю, так как это «семейная» школа, где все проблемы решаются по-доброму. Так и оказалось. Мне было 22 года, когда я пришла сюда работать. Рядом не было ни родственников, ни друзей—школа мне стала семьей».
Людмила Тульских огорчается, что в 2016 года только одна ученица выбрала ЕГЭ по химии. А в целом уже 97% всех учеников школы № 14 предпочли процедуру ЕГЭ—родители и дети оценили преимущества сдачи единого государственного экзамена, благодаря которому выпускники получают возможность поступить в ведущие вузы РФ.
В кабинете физики тоже новое современное оборудование, с этого года учителя стали преподавать астрономию, а в кабинете ОБЖ поселился манекен по имени Максим, на котором школьники отрабатывают навыки оказания первой помощи. Есть и свой интерактивный тир.
Учителям, конечно, пришлось многому учиться дополнительно: школьные программы России и Украины серьезно отличаются—все-таки две разные страны. По словам учителя информатики Ольги Коробко, программа ее предмета поменялась кардинально—это сейчас отдельная наука, с углубленной математикой. И хотя обеспечение компьютерами в кабинетах информатики было и в «украинские» времена, сейчас образовательное учреждение идет в ногу с временем.
—Современные учебные программы мне очень нравятся. В РФ совсем другое законодательство, направленное на всестороннее развитие детей,—говорит Ирина Улыбышева.—Мы сделали огромный шаг вперёд. Например, в 2014 году у нас была одна интерактивная доска, сейчас—17, принтеров и сканеров—25, а был один-единственный. Для учителей это мечта. Раньше мы приносили в школу свои ноутбуки. А сейчас у нас современнейшее оборудование, хорошие дидактические материалы—одно удовольствие.

 

«Семейная» школа на семьсот учеников

 

Впрочем, несмотря на «эпохи перемен», школа № 14 никогда не испытывала кадровых проблем. Сегодня не хватает только одного педагога—учителя по технологии для мальчиков. Ирина Улыбышева скромно говорит, что до нее в учреждении работали «хорошие директора, заложившие те отношения, которые существуют сейчас внутри коллектива». Педагоги приезжают на работу со всех концов города. Учитель Ирина Косцова в 14-ю школу ходит… с семи лет: «Здесь вся жизнь, наша семья. Я сейчас учу детей, а раньше учила их родителей». Все педагоги поддерживают друг друга и готовы протянуть руку помощи в случае необходимости.
—Просто у нас работают хорошие люди,—пояснила Ирина Улыбышева.—Очень помогает нам в работе учебно-театральный центр. Когда мы видим своими глазами, как, например, ученик, посредственный в учёбе, на сцене талантливо раскрывается, к нему уже другое отношение, заслуженное уважение. У ребят нашей школы есть возможность проявить свои таланты, раскрыться. У нас есть выпускники, которые стали актерами. Например, в МХТ имени Чехова работают Наталья Швец и Артем Панчик, в Московской оперетте—Артём Маковский. В фильмах снимается Екатерина Копанова. Атмосфера, которую театр вносит в жизнь нашей школы, особенная. В нашем театральном центре работают актеры наших театров: им. А.В. Луначарского и ТБМ.
Действительно, школьный театр—особенная «фишка» учреждения. Работают и другие бесплатные дополнительные кружки: художественная гимнастика, эйдетика для малышей, фотокружок. И, конечно, этика, пространственное моделирование, современные танцы, «лаборатория знаний», «севастополеведение». Не пустует библиотека—ее работник Елена Белоокая гордится новыми учебниками и книгами, особенно с автографами писателя Владислава Крапивина. Елена уверена, что интерес к книге у современных школьников не угасает, просто нужно с детьми обращаться ласково, при этом современные ученики нацелены больше на энциклопедии.
Впрочем, раскрыть свои таланты ученики 14-й школы могут не только на сцене, но и в любой сфере, к которой у ребенка лежит душа. В конце октября школе исполняется 80 лет. В связи с этим педагоги провели конкурсы на лучшие сочинения о школе, на лучшую эмблему, конкурс рисунков и фотографий. Любовь к своей школе чувствуется неподдельная. «Моя школа—самая замечательная», «Моя школа—светлая и уютная, она мне, как второй дом»,—пишут дети в своих сочинениях.
«…Построена школа была в 1937 году, до Великой Отечественной войны,—пишет ученица 2-го класса Аня Вареница.—Когда наш город захватили немцы, то в школе они вынуждены были открыть больницу, в связи с тем, что в Севастополе началась эпидемия сыпного тифа и туберкулеза. В ней работали военнопленные медики и те врачи, которые не успели эвакуироваться. В мае 1944 года больницу в школе № 14 немцы ликвидировали».
А сочинение другой школьницы дополняет рассказ: «Когда Севастополь в 1944 году освободили, от школы остались только стены. Восстанавливали ее все вместе—военные, моряки, учителя, дети, жители города. С 2001 года наша школа носит имя Героя Советского Союза И.С. Пьянзина, командира 365-й зенитной батареи. Я горжусь своей школой».

 

«Семейная» школа на семьсот учеников

 

В 14-й школе многое еще предстоит сделать: видеонаблюдение уже есть, но необходимо ограждение. Постепенно идет замена окон. Не оборудован пока кабинет технологии для девочек—заявка подана на 2018 год. Нужны швейные машинки, и практически нет возможности вести уроки кулинарии. Кухню с советских времен сохранить не удалось. К сожалению, проблема с оснащением кабинетов технологии стоит остро во многих севастопольских школах. Так же, как и со столовыми.
—В 90-е годы питание детей в школах не производилось, поэтому столовая была переоборудована в зал,—рассказала Ирина Улыбышева.—Когда детей снова начали кормить, оказалось, что столовая очень маленькая и не вмещает всех учеников. Тем не менее горячее питание для младших школьников есть. Для детей основной и старшей школы работает буфет. Есть над чем трудиться, и мы это делаем вместе: и администрация, и учителя, и дети, и родители, и техперсонал. Стараемся, чтобы наша любимая школа становилась лучше. И верим, что все у нас получится, что все будет хорошо.
В том, что в этой школе все будет хорошо, сомнений даже не возникает. Судя по общей атмосфере и настрою учеников и учителей, становится понятно, почему школу, в которой учатся 773 школьника, называют «семейной»: любовь педагогов к детям, их безграничная мудрость и призвание быть учителем. Увы, далеко не все образовательные учреждения могут похвастать тем же.
На вопрос «Какие они, современные дети?» Ирина Улыбышева ответила: «Самые лучшие! Я их очень люблю! Современные дети—более спокойные, они больше думают, но меньше двигаются, они обладают креативным мышлением, придумывают совершенно удивительные вещи, у них шире кругозор, но вот физическое здоровье в целом хуже. Они—дети своего времени. Кстати, современная образовательная программа дает большое количество возможностей нашим детям. Искренне хочу, чтобы они этим максимально воспользовались».

 

_______________________

 

Директор школы № 14 Ирина Улыбышева: «Хочу поздравить всех, кто учился и работал в нашей школе раньше, всех, кто учится и работает в ней сейчас, всех родителей наших учеников, всех, кто принимал участие в судьбе нашей школы в разные годы. Пусть наши дети радуют своими успехами в учебе, творчестве, спорте. Пусть из них вырастают грамотные, востребованные специалисты, честные и порядочные люди».

 

Анна БРЫГИНА.
Фото Д. Метелкина.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера