Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Папановская «человеческая комедия»

…Наше самое старшее поколение уже смутно, но еще помнит эту ортодоксальную советскую киноленту «Ленин в Октябре». Так вот, именно в ней 80 лет назад дебютировал в крошечной эпизодической роли совсем еще тогда юный Анатолий...

…Наше самое старшее поколение уже смутно, но еще помнит эту ортодоксальную советскую киноленту «Ленин в Октябре». Так вот, именно в ней 80 лет назад дебютировал в крошечной эпизодической роли совсем еще тогда юный Анатолий Папанов. Сегодня всенародному любимцу, замечательному актеру театра и кино, народному артисту СССР, лауреату Госпремии СССР исполнилось бы 95 лет со дня рождения…

 

Так узнаваемо…

…С именем этого человека связаны Папановская «человеческая комедия»самые светлые воспоминания советских людей о тех незабываемых часах и минутах, когда с подмостков сцены Театра сатиры в Москве или с экранов кинотеатров и телевизоров с ними общались такие разные герои Папанова: командир полка в фильме «Служили два товарища», городничий в «Ревизоре» Гоголя, тесть Семицветова в киноленте «Берегись автомобиля», контрабандист Лёлик в зажигательной культовой комедии «Бриллиантовая рука», комбриг Серпилин в «Живых и мертвых», ветеран-десантник из незабвенной, щемяще-пронзительной ленты «Белорусский вокзал», трагикомичный Ипполит Матвеевич (Киса) из фильма «12 стульев», наконец, мудрый и несгибаемый Копалыч—герой самой последней в жизни актера киноленты—«Холодное лето пятьдесят третьего…»
Особняком стоит и служит мажорным камертоном всеобщей любви россиян, конечно же, самый знаменитый отечественный мультипликационный сериал «Ну, погоди!», где голосом Анатолия Дмитриевича Папанова была озвучена роль Волка—эдакого шаромыжного лесного разбойника-романтика с хулиганским шармом…

 

Папановская «человеческая комедия»

 

Одиннадцать лет застоя

…Путь к всенародному признанию у Анатолия Папанова выдался тернистым и долгим. Вообще-то, по общему мнению мэтров театра и кино, внешность у героя нашего рассказа была, увы, не актерской—каким-либо привычным типажом он как-то не смотрелся. Кроме того, с первых же шагов на серьезной сцене в Театре сатиры выяснилось, что Папанову предстоит серьезно заняться своей дикцией. Не последним резоном, явно «стреляющим» по реноме артиста, была его инвалидность—последствия тяжелого ранения, полученного на войне в 1942 году под Харьковом… К слову, за отвагу и мужество, проявленные старшим сержантом взвода зенитчиков в ходе обороны Москвы и на Центральном направлении, будущий любимец народа был награжден орденом Отечественной войны I и II степени…
…В артистической среде издревле существуют свои законы. Папанова на экзаменах в ГИТИС особо не выделили, но отдали дань как доблестному защитнику Родины. Приняли с необсуждаемым «послесловием»: кому-то ведь надо в театре играть массовочные роли…
Когда молодая супруга Анатолия Дмитриевича, тоже актриса Театра сатиры, Надежда Каратаева изъявила желание после выпуска распределиться в один из харизматичных театров Клайпеды, муж не стал колебаться: махнул рукой на возможность дебютировать во МХАТе, и семья уехала в Литву.
Однако его персональный тернистый путь к высокому искусству и признанию и «не думал» плавно переходить в укатанную «автотрассу». Что-то у четы Папановых не заладилось в чопорном литовском театральном социуме, и актеры вернулись в Москву. И вот с 1948 года в будущем «Заслуженный Волк СССР» «распечатывает» свою актерскую карьеру в стенах Театра сатиры, где практически вся советская комедиография «с пеленок» проходила «разведку боем». А в конце сороковых здесь блистали легенды столичных театральных подмостков: В. Хенкин, В. Лепко, Т. Пельтцер. Только тут ставились спектакли-обозрения, только тут приветствовалась точная бытовая зарисовка и не криводульный, а прицельный огонь по пошлости, хамству. Артисты-«сатирики» должны были непременно уметь прекрасно танцевать, петь куплеты, владеть искусством буффонады…
Всему этому молодому артисту еще предстояло научиться. И отменно, кстати, танцевать с простреленной ногой…
На фоне блестяще развивающейся артистической карьеры жены у Папанова наметился в Театре сатиры, как принято говорить, хронический творческий застой. На его долю то и дело выпадали явно эпизодические роли, режиссеры упорно не замечали в нем никакого шарма. И так продолжалось целых 11 лет…
И он как-то однажды сбивается с шага—начинает пить. В семье Папановых наступает затяжной «ледниковый период». Однако после трагедии, похорон матери, Анатолия Дмитриевича как будто озаряет: он резко бросает привычку прикладываться к бутылке после очередного назначения на роль полового с хрестоматийной фразой «Кушать подано», убеждает главрежа Валентина Плучека поручить ему серьезную роль в спектакле Н. Хикмета «Дамоклов меч».
И тот соглашается—предлагает попробоваться на центральную роль Боксера. Вот уж поистине—к обеду хороша не только ложка, неплохо бы иметь и тарелку супа…

 

Двуликий Толич

Плучек, без сомнения, втайне предполагал, что Папанову с этой сложной ролью в конце концов придется оказаться «в нокауте». Предстояло без грима и желательно вполне профессионально представить зрителям образ настоящего бойца, владеющего всеми секретами кулачного боя. Папанов сумел расположить к себе известного в столице тренера Юрия Громова, стал по вечерам без устали тренироваться на лапе, с грушей, прыгать со скакалкой, драться «с тенью», познавать секреты апперкотов и потрясения нешуточных нокдаунов. Короче, он сумел вытянуть себя на второразрядника по боксу. Спектакль шел потом целых десять лет, и все эти годы Анатолию Дмитриевичу удавалось держать форму, то есть «удар»…
И именно в этой роли раскрылись впервые его сила и талант как прекрасного драматического актера. И пошли новые серьезные роли в театре и в кино: генералов Федора Серпилина в «Живых и мертвых» и Романа Хлудова в «Беге», Николая Дубинского в «Белорусском вокзале»…
Постепенно его коллеги как бы стали прозревать: они убедились в уникальной разносторонности артистического таланта Папанова. В драматических положительных ролях ярко проявлялись его личные природные качества: деликатность, честность во всем, добросердечность, желание никогда «не дружить против кого-то», стойкость жизненных позиций. Он как-то сказал: «Единственное творчество я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а я—один. И за всех—в ответе».
Мы уже упоминали о том, что ради лишь одной роли—Боксера—Папанов в принципе изменил весь уклад своей жизни, хотя еще долго «сатирики» не признавали окончательно его своим. Помог случай. Как-то в спектакле «Мешок соблазнов» он играл роль Джека Холидея. По рисунку роли ему необходимо было эдак изящно взвалить на плечо якобы тяжеленный куль и утащить его за кулисы. Эта роль им уже успешно исполнялась трижды. Но тут случился казус: мешок, как набитый камнями, «примерз» к дощатому полу сцены. Рывок, еще рывок, и наконец ему удается сдвинуть-таки с места злосчастный груз, который оказался… прибитым гвоздями к полу.
Потом, за кулисами, все объяснилось: это главный хохмач Театра сатиры Владимир Лепко решил разыграть неофита Папанова…
После занавеса его обступили актеры: хохот, аплодисменты, дружеские похлопывания по плечу. И, наконец, вердикт Владимира Лепко: «Ладно! Наш!»

 

«Заслуженный Волк СССР»

…Мало кто знает, что на роль Волка в знаменитом мультсериале Вячеслава Котеночкина приглашали вначале Владимира Высоцкого. Он даже успел озвучить один эпизод, когда серый лесной наглец забирается на балкон с песней уже известного барда из кинофильма «Вертикаль».
Однако вскоре в мозгах художников «Союзмультфильма» что-то щелкнуло: этот хрипун Высоцкий не вправе, мол, участвовать в создании серии мультфильмов «Ну, погоди!» по… этическим причинам; слишком, мол, обнажает то, что в простом народе ехидно кличут «политической лжизнью страны»…
«И получилось то, что надо. С ролью Волка, отданной Толичу (так почтительно его величали коллеги.—Авт.), мы попали в самое то,—вспоминает сценарист-сатирик Александр Курляндский.—Потом даже его стали величать «Заслуженный Волк СССР», а он считал, что это—его звездная трагифарсовая роль, которая вообще-то жутко, скажу я вам, позитивна…»
Конечно, параллельная занятость в кино и в спектаклях сказывалась на основной работе актера, о чем ему неоднократно с горечью выговаривал главреж В. Плучек. Но Папанова «сдвинуть» с «двух кресел» уже было невозможно. И когда артиста не стало, оказалось, что вскоре почил в бозе и знаменитый мультик. Его создателям для выпуска последних 18-й и 19-й серий «Ну, погоди!» пришлось выдергивать папановские старые реплики из уже озвученных им предыдущих серий и ненавязчиво вставлять в финальные сцены.
Что интересно: многие репризы, отдельные позы и фигуры речи порой незадачливого Волка и добродушно-хитроумного Зайца по ходу озвучки придумывались самим Папановым, а стычки с режиссерами были далеко не эпизодическими…
В нем замечательный природный юмор прекрасно корреспондировал с глубоким, неповторимым талантом драматического актера. К примеру, друзья уже на закате его жизни, т.е. за два года до переписи населения страны в 1989-м, услышали от Папанова такую вот, тут же ставшую крылатой фразу: «При нонешних ценах и зарплатах будет не перепись населения, а перекличка…»

 

«Моя борзиция…»

Этот неологизм, опять же, принадлежит Папанову. И тут следует особо выделить неимоверно стойкую принципиальность Анатолия Дмитриевича. Его жена вспоминает: «Я состояла в Компартии с 1952 года, а Толя ни за что не хотел вступать в ряды КПСС. Однажды меня пригласили зайти в райком партии и предложили как-то повлиять на супруга. Сказали, что если он подаст заявление о вступлении в ряды КПСС, то мне тут же светит звание заслуженной артистки СССР. Увы, этой награды я была удостоена несколько лет спустя…»
Она же вспоминает о том, что, вообще-то резко и громко нигде не выступая против советских устоев, Анатолий Папанов весьма критически относился и к партийному фетишу, и ко многим негативным постулатам существующего строя. Как-то Надежду Каратаеву за какой-то блестящий дебют в присутствии на спектакле высоких гостей с «кремлевской пропиской» наградили туристической путевкой в США. Разумеется, Папановы поехали вместе. Купили в одном из кафе Вашингтона несколько пирожков, сидят, пьют кофе. Надежда Юрьевна возьми да скажи:
—У них пирожок стоит один доллар, а у нас такой же—10 копеек.
—Оно-то да,—отозвался ее супруг.—Но после нашего пирожка и лечение бесплатное…
Такой он был во всем: и кристально честный, и беспристрастный, и отчаянно юморной…

 

«Утес» эту тайну хранил…

В заключение есть смысл буквально парой штрихов «озвучить» факт пребывания Анатолия Дмитриевича и в нашем славном городе-герое. Летом 1980 года труппа московского академического Театра сатиры гастролировала в Крыму. В Севастополе ставился один из спектаклей драматурга В. Розова. В выездной труппе актеров особенно дружно гляделась тройка народных артистов в составе Анатолия Папанова, Евгения Весника и Георгия Менглета. Вечерами они были заняты в спектакле, а днем пропадали на «диком» пляже на мысе Хрустальном. Менглет, увы, не умел плавать, а его друзья регулярно заплывали за южную оконечность мыса, как говаривал Весник, «за утес», и по часу пропадали там.
—Зачем вы так далеко заплываете?—как-то справился у них изрядно заскучавший Георгий Павлович.
Папанов хитро сощурил правый глаз и голосом Волка ответил: «Это—единственное место, где мы спокойно можем говорить о политике».
О чем же говорили? В 1978 году в журнале «Новый мир» была опубликована брежневская «Малая земля». Разумеется, к ее написанию генсек не имел прямого отношения: талантливый публицист «Известий» Аркадий Сахнин свое дело сделал мастерски. Так вот, однажды Евгений Весник в одном междусобойчике среди артистов раскрыл «великую тайну»: «Мы в Севастополе действительно с Толичем «дрейфовали» недалеко от пляжа, держась за бонную цепь, и дружно, не опасаясь лишних ушей, ржали над анекдотом, рассказанным Папановым: «Вы воевали на Малой земле или отсиживались в окопах Сталинграда?»

 

Одна жена, один театр

…Когда А.Д. Папанов уже находился в апогее своей славы, его на дружескую «рюмку чая» (действительно, чая, т.к. Папанов многие годы пребывал в рядах трезвенников) пригласил Владимир Алексеевич Андреев, главный режиссер Малого театра.
—Послушай, дружище,—сказал он Анатолию Дмитриевичу.—А не посоветоваться бы тебе с твоей прекрасной половинкой, да и не махнуть вам ко мне, в Малый театр, на старейшую московскую сцену? Здесь сейчас как раз идет и «Ревизор» из твоего репертуара.
—Поздно. Извини,—только и ответил Анатолий Дмитриевич и как-то застенчиво, по-доброму, грустно улыбнулся.
У друзей на слуху, кстати, была часто повторяемая им фраза: «Я—однолюб. Одна женщина, один театр…»
Он не умел лукавить и, даже кому-то отказывая в чем-то, всегда располагал к себе собеседника, как бы говоря ему: «Ну, погоди. Не гони лошадей. Все ведь в мире относительно…»
Именно с таким настроем в душе он преодолевал по жизни все свои тернистые пути-дороги, ведущие к самому главному—всенародной славе, оставив в памяти людей целую галерею сыгранных им самых различных образов: добряков, чванливых чинуш, пустобрехов, злых гениев, мудрецов и просто очень хороших, простых людей…

 

Леонид СОМОВ.
На снимках: А.Д. Папанов; он же—городничий в пьесе «Ревизор»; Киса Воробьянинов—в эпатажной киноленте «12 стульев».

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ