Отвечаем на вопросы читателей

Отвечаем на вопросы читателей

—Какой закон регламентирует установку телевизионных и спутниковых антенн на крышах многоквартирных домов? Кто осуществляет контроль за исполнением этого закона? Какие существуют правила установки этих антенн (сейчас многие установлены возле дымоходных и вентиляционных труб, чем затрудняют их работу)?
—Согласно ст. 289 ГК РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ), а именно:
—помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе—межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
—иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
—крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
—земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Некоторые суды в решениях указывают, что «в правоприменительной практике установка спутниковой антенны расценивается как переоборудование (переустройство) помещения и даже как реконструкция здания (п. 1 ст. 25 ЖК РФ, пп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Госстрой РФ в п. 3.5.8 постановления от 27.09.2003 г.
№ 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» указал следующее: «организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения».
Приведенный выше пункт 3.5.8. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, который гласит о недопустимости установки кондиционеров без соответствующего разрешения, не упоминает, о каком именно разрешении идет речь: о разрешении собственников помещений дома или о разрешении органа местного самоуправления. Но исходя из того, что вопросы пользования, владения и распоряжения общим имуществом, находящимся в долевой собственности, урегулированы нормами Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, учитывая при этом, что постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 является актом публичного, а не частного права, можно сделать вывод о том, что в п. 3.5.8. постановления речь идет о необходимости получения разрешения уполномоченного органа власти.
Нормы федеральных законов, подзаконных нормативных актов не содержат прямого указания на необходимость получения разрешения на установку кондиционера. Вместе с тем необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (регионов). Субъект Федерации вправе принять закон, регламентирующий установку как кондиционеров, так и другого оборудования на фасадах зданий, прописать процедуру получения разрешения и согласования, назвать органы власти, уполномоченные согласовывать проект установки кондиционера.
Из судебной практики следует, что далеко не во всех регионах такой нормативный акт принят. Подобный регламент также не принят в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Так как такой акт отсутствует, то и у органов власти не имеется оснований для выдачи какого-либо разрешения.
Разумеется, если дом, в котором вы намереваетесь установить спутниковую антенну или любое иное оборудование, является объектом культурного наследия (памятник архитектуры, истории и культуры), то разрешение на установку как антенн, так и «тарелок» и прочего придется получать в любом случае.
Не стоит также забывать, что, даже являясь собственником, нельзя взять и «экспроприировать» часть крыши или стены, где очень удобно поставить антенну—ведь и другие жильцы имеют точно такое же право собственности на этот же самый участок крыши, а значит—следует обязательно договориться и с соседями. И необходимо запомнить главный принцип: установленная антенна не должна никому мешать своим присутствием, не должна портить конструкцию здания, не должна представлять опасность для жильцов.

 

—В Севастополе проживают 1400 жителей осажденного Севастополя. 400 из них—инвалиды. Из федерального бюджета они получают помощь от 500 до 2000 руб. в зависимости от группы инвалидности. Правительство Севастополя выделило 12 млн руб. помощи на всех жителей осажденного Севастополя. Социальные службы города не платят инвалидам ничего и будут платить лишь в том случае, если они откажутся от выплат из федерального бюджета. Законно ли это?
—Региональный закон «О жителях осажденного Севастополя», устанавливающий правовые гарантии социальной защиты граждан, которые во время обороны Севастополя — с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года — проживали на его территории, утвержден депутатами законодательного собрания Севастополя 18 апреля 2017 года.
В законе установлены меры социальной поддержки, которые со дня вступления закона в силу предоставляются гражданам, отнесенным к этой группе жителей. К мерам соцподдержки относятся:
—увеличенная ежемесячная денежная выплата в размере 2638,27 рубля;
—бесплатный проезд во всех видах городского пассажирского транспорта, кроме такси, железнодорожного транспорта пригородного сообщения и автобусов пригородных маршрутов Севастополя;
—ежегодная разовая денежная выплата к Дню Победы.
Также все жители осаждённого Севастополя получат специальный нагрудный знак и удостоверение.
Ежемесячная денежная выплата, которая на данный момент прописана в размере выплаты по пятому федеральному закону в отношении жителей блокадного Ленинграда, будет индексироваться, как и все остальные размеры социальных выплат, в 2018 году.
В 2015 году севастопольские депутаты выступили с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах» для присвоения статуса ветерана Великой Отечественной войны жителям осажденного Севастополя и предоставления им льгот на уровне жителей блокадного Ленинграда. Однако на сегодняшний день законопроект в высшем законодательном органе РФ не рассмотрен.
Таким образом, указанные выше меры социальной поддержки гражданам, отнесенным к группе жителей осажденного Севастополя, относятся к региональным выплатам и финансируются за счет бюджета субъекта Российской Федерации—города Севастополя. Иных дополнительных мер (финансируемых из федерального бюджета) законом не предусмотрено.

 

______________________________________

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы юридического характера по тел. 54-20-58, а в следующих выпусках «Славы Севастополя» мы дадим на них ответы.

Другие статьи этого номера