Лазаревский водовод

«Мой отец никогда не пасовал перед трудностями»

Гасфортовская панорама

В окрестностях Севастополя есть несколько точек, с которых можно увидеть не только соседние горы, но и удаленные холмы и долины. С вершины горы Гасфорта открывается интересная круговая панорама. Над водной гладью рукотворного озера парит скальный массив горы Чирка-Баир (488 метров), в недрах которого был укрыт один из самых секретных объектов XX века—запасной командный пункт ЧФ. Это огромный подземный город с множеством лабиринтов, коридоров, шахт, колодцев, залов и порталов. Правее просматривается каньон Сухой речки от Варнутки до впадения в шламохранилище.
Далее—вершина горы (441 метр), она скрывает позиции подземной береговой ракетной батареи—там находится легендарная «Сотка» (объект «100»). Вершина горы Аскети (362 метра) смотрится чуть особняком. На ней располагаются форт Южный (строительство завершено в 1914 году) и наблюдательный пункт, висящий над пропастью и известный в миру как «бочка смерти»…
С вершины горы Гасфорта спускаемся к шламохранилищу несостоявшегося дробильно-обогатительного комбината Гасфортовского месторождения известняковых флюсов. Водоем построен в 80-е годы прошлого века исключительно в целях и интересах металлургической промышленности (для промывки щебня флюсовых известняков). Метрах в ста ниже по течению ручья, стекающего из шламохранилища, нас ждет неожиданная находка. Там, где скалы каньона сходятся на минимальное расстояние, можно заметить следы строительных работ. В скалах вырублены вертикальные пазы шириной до 2-3 метров—от самого основания скал у русла реки до высоты метров в 25. Здесь же четко просматривается каменная, рубленная в скале лестница, по которой рабочие поднимали строительный камень и раствор. Еще можно увидеть квадры—известковые тесаные глыбы правильной прямоугольной формы.

 

Начало канала

Следы полностью разрушенной плотины—дальний, южный след Лазаревского водовода. Для базирования кораблей и судов Черноморского флота в Севастополе еще в 1818 году командующий флотом адмирал А.С. Грейг предложил построить двухкамерный док, способный принимать 75- и 100-пушечные корабли. Первый проект решения этой задачи составил гидротехник флота Б.В. фон дер Флис, но реализовать его не пришлось. Уже в 1824 году инженер-подполковник А. Рокур де Шарлевил предложил построить девять наливных доков с общим бассейном. Новый проект включал в себя двухкамерный шлюз, заполняемый водой из Черной речки. В 1827 году проект вновь переработан гидроархитектором Джоном Уптоном, сократившим количество доков до трех корабельных и двух фрегатных.
Проект был утвержден только в 1831 году. Адмирал М.П. Лазарев в 1834 году вступил в должность командующего флотом, а год спустя уже был заложен первый шлюз, и началось строительство водовода, получившего название «Лазаревский». Доки и водовод строились очень долго, и первое докование (ставшее и последним) состоялось в 1850 году.

 

Лазаревский водовод

 

Задуманные адмиралом Лазаревым судостроительные и ремонтные сухие доки требовали заполнения водой. Деревянные парусники страдали от морского червя, который не мог выжить в пресной воде. Решено было направить в доки пресную речную воду самотеком. Инженерные изыскания показали, что такую воду можно взять у села Чоргунь. Весь канал имел протяженность 18 километров, и по расчетам гидротехников, имел достаточный уклон для самотечного наполнения по всей длине.
Строительство началось в 1835 году. Руководил им британский инженер Уптон. Начал он свои черноморские похождения в Николаеве, продолжил в Севастополе. А работы в Крыму хватало всем. И казна денег не жалела. Но если доки строились в хорошем темпе, то канал в полном объеме завершили только к 1853 году. К тому моменту уже и век деревянных парусников уходил в историю, уступая место на стапелях судостроительных и ремонтных заводов стальным пароходам. Острая необходимость в пресной воде отпала. Да и канал не оправдал ожиданий судостроителей. Вода поступала крайне медленно, пришлось ставить паровую машину с насосом и качать морскую воду в доки прямо из бухты. Получилось и быстрее, и дешевле.
Но от канала не отказались. Водой снабжали экипажи кораблей, рабочий люд и жителей Корабельной стороны. После Крымской войны союзники увозили домой любые трофеи. Увезли и паровую машину, и створы ворот доков (батопорты). Даже гранитные камни облицовки стен доков вывозили. А что не смогли вывезти, то взорвали, чтобы русским ничего не досталось. После войны старые доки уже не восстанавливали, а в 80-е годы на Корабельной стороне были построены два новых сухих дока со стапельными площадками ниже уровня моря с естественным заполнением и принудительным осушением.
От Чоргуньского акведука канал петлял по левому (западному) берегу Черной, огибая балки и овраги. По большей части водовод на этом участке был отделан каменными бортами с целью оптимизации потерь воды. Было даже одно озеро-накопитель в районе нынешнего села Штурмового.

 

Под арками акведука

К Каменоломенному оврагу (ныне Советская балка) водовод подходил с большой потерей уровня воды. Пришлось строить водонапорный колодец и поднимать воду до уровня второго акведука. Делали это очень старательно. Акведук устоял даже после взрыва арсенала и подземного завода в штольнях «Шампани» в 1942 году. Есть фотографии, на которых гора уже разорвана взрывом, а арки акведука стоят. Позже камни моста разобрали для других целей. Сегодня сохранились лишь контур напорного колодца и заросший ежевикой портал водоводного тоннеля, уходящего в западный борт Советской балки.
Тоннель, по дошедшей информации, рубили матросы Черноморского флота. Построен он был в рекордные сроки, но и сегодня поражает чистотой отделки свода и стен. Кроме водоводного желоба, тоннель имел арки порталов, отделанные клиновидным камнем, дорожку для обслуживания канала и деревянные запоры на входе и выходе канала. Сейчас это единственный участок водовода, который используется практически по назначению, хотя и иным образом. По каменному желобу на каменных подставках уложена стальная напорная труба, по которой подается вода в жилой микрорайон ГРЭС.
А вот другим гидротехническим сооружениям повезло значительно меньше. Акведуки в Аполлоновной и Ушаковой балках почти полностью разрушены.

 

Лазаревский водовод

 

…Исторические подробности строительства Севастополя и Черноморского флота знать полезно. Увы, даже в музее Севастопольского Морского завода имени С. Орджоникидзе сохранились очень скудные сведения о водоводе и его создателях. По одной из версий, дамба на Сухой речке не выдержала уже первого испытания и рухнула под напором воды сразу после завершения строительства. Сам водовод, как гидротехническое сооружение строившийся с 1835-го по 1853 год, за 18 лет устарел и был обречен на забвение. И это не единственный пример в истории Севастополя.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
На снимках: акведук; генеральный план водовода на сухие доки; выходной портал тоннеля.

Другие статьи этого номера