Что за красными линиями

Что за красными линиями

С середины ноября с.г. и буквально до начала первого зимнего месяца в Севастополе проходили обсуждения проекта развития улично-транспортной сети. Специалисты профильных ведомств городского правительства на почти двух десятках организованных в пяти муниципальных округах площадках весьма добросовестно пытались донести до севастопольцев нюансы и детали грядущих перемен. То, насколько эффективным оказалось взаимодействие чиновников с общественностью, можно будет понять всего через несколько дней. 14 декабря проект дорожного развития Севастополя выносится на общественные слушания. Но уже сегодня можно, без всякого сомнения, утверждать: слушания предстоят горячие. С кипением страстей и перехлестом эмоций. Не лучший фон для принятия верных, взвешенных решений… Насколько волнует это обстоятельство директора департамента архитектуры и градостроительства А.П. Моложавенко? Именно с такого вопроса и началась наша беседа с главным архитектором Севастополя.

 

—Думаю, «кипение с перехлестом» доминантой общественных слушаний все-таки не станет. Всю предварительную работу мы построили таким образом, что граждане не только смогли получить исчерпывающую информацию о развитии дорожной сети, но уже на предварительном этапе имели возможность обсудить со специалистами и вопросы частного порядка. Достаточно сказать, что по проблематике развития транспортного каркаса города департаментом уже рассмотрено порядка 600 обращений граждан, более 90% из которых удовлетворены. Мне кажется, мы нашли верную тональность в деловом, конструктивном взаимодействии с общественностью. Это чрезвычайно важно, ведь Севастополь—город с особенными традициями и особенным менталитетом. Разумно их учитывать, а не игнорировать.
—Александр Павлович, а ведь вы провоцируете меня на такой вот вопрос: насколько предложенный к обсуждению проект планировки и проект межевания уличной дорожной сети обеспечивает преемственность в градостроительной политике, заложенной на предыдущих этапах развития города? Ведь не секрет, например, что градостроительные принципы, предложенные еще адмиралом М.П. Лазаревым, сохранились в лице города даже после двух оборон.
—Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования предусматривает как строительство новых, так и реконструкцию существующих дорог. Он в полной мере обеспечивает преемственность в градостроительной политике, заложенной на предыдущих этапах развития города. Исторически сложившаяся часть города закрепляется предлагаемыми к установлению красными линиями, что делает невозможной её корректировку в будущем. Определение красных линий в районах многоэтажной и частной застройки в границах исторических поселений осуществляется в соответствии с установленными нормативами. В связи с разработкой данной документации в границах территории исторического поселения будет осуществлено её согласование в Министерстве культуры Российской Федерации.
Кроме того, ранее утвержденные решения генерального плана 2005 года в части размещения Гераклейской рокады сохраняются и предусмотрены данной документацией. Кстати, эта рокада, которая должна связать все районы города, присутствовала во всех генеральных планах Севастополя, начиная с послевоенного периода. И если бы ее построили, скажем, в 50-е годы прошлого столетия, нам не пришлось бы сейчас, в условиях практически полного отсутствия свободных земель, решать жизненно важную для города задачу. Я ничуть не нагнетаю: ситуация на сегодня такова, что город или получит наконец адекватный импульс к развитию, или будет обречен на стремительную деградацию.
—Даже так?
—К сожалению, я краски не сгущаю. Смотрите, как мы выглядим, так сказать, в контексте и в сравнении. Если среднероссийский уровень автомобилизации составляет 288 автомобилей на 1000 жителей, то в Севастополе этот показатель уже сегодня на уровне 350. При этом прирост только за период с 2014-го по 2016 год составил 25%. Для города транспортный каркас—это как капиллярная сеть, которая питает все клетки организма кислородом. А как эта сеть работает сегодня?! Сплошные тромбы, уж извините за медицинскую терминологию, но она в данном случае наиболее адекватно отражает ситуацию. Чтобы в этих условиях позволить региону эффективно функционировать, необходим план развития уличной и дорожной сети. По сути, это нормативный акт, который упорядочит земельные отношения, определит красные линии и транспортный каркас Севастополя. Его задача—зарезервировать пространство под развитие будущих дорожных сетей и выделить те земли общего пользования, которые в соответствии с Градостроительным кодексом не подлежат застройке и приватизации.
—Ага. Вот тут и начинается самое проблемное место… Вы один раз уже употребили медицинскую терминологию. Я продолжу: архитекторам придется делать «хирургические» операции…
—Ну, не только архитекторам… И специалистам других профильных департаментов правительства. На конкретный момент проект планировки затрагивает около 2 тысяч участков. Может, кому-то и приятно по живому резать… Но я таких людей в правительстве не знаю. Губернатором Д.В. Овсянниковым поставлена совсем другая задача: предельно минимизировать число вынужденных изъятий.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний всем заинтересованным лицам будут обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. В соответствии с условиями государственного контракта по оказанию услуг на разработку проекта планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования предполагается отдельный этап оказания услуг—корректировка по результатам публичных слушаний.
Важно понимать, что предлагаемый план—это не окончательный вариант проекта дорог. Это тот коридор, а рамках которого в дальнейшем будут работать проектировщики. Для правительства Севастополя очень важно найти наиболее оптимальный вариант проекта с точки зрения интересов граждан и понесенных городом затрат. Да, в отдельных случаях с учетом нормативных требований мы вынуждены размещать дорогу там, где располагается тот или иной земельный участок. Тогда участок частично или полностью может быть зарезервирован для этих нужд.
Проектировщик готов рассмотреть и альтернативные предложения, которые сейчас поступают к нам от горожан. Важно учесть мнение каждого участника процесса и затронуть как можно меньше интересов севастопольцев. В настоящее время по итогам данных мероприятий уже производится существенная корректировка документации в сторону уменьшения количества обременений и изъятий путем принудительного выкупа. Перед публичными слушаниями будут представлены предварительные решения по корректировке документации по планировке территории. Процесс идет. Он—живой. И он—не агрессивный.
—И тем не менее, Александр Павлович, лес рубят—щепки летят… Совсем без изъятий, вы об этом сказали, проект реализовать невозможно. Какие подходы будут использоваться в безальтернативных случаях?
—Ну, я бы не использовал эту пословицу в конкретном случае. Щепки—в лесу. А тут—люди. На сайте департамента архитектуры и градостроительства правительства Севастополя—http://севархитектура.рф мы разместили полный список всех проблемных участков с кадастровыми номерами.
Все экспозиции информационных материалов размещены и в зданиях Инкерманского, Ленинского, Балаклавского, Нахимовского и Гагаринского муниципалитетов. При этом хочу подчеркнуть, что на сегодня преждевременно говорить о конкретном количестве участков, которые будут выкуплены. На законодательном уровне это называется «резервирование для изъятия путем выкупа земельных участков». Более предметно можно будет говорить после проведения публичных слушаний проекта и рассмотрения всех поступивших от граждан предложений. После общественного обсуждения документ будет доработан и утвержден. Если какие-то земли попадут под резервирование, то у правительства есть 3 года для подготовки соответствующего постановления и доведения этой информации до собственника. Затем будет проведена рыночная оценка земли и начаты переговоры с владельцами. На стоимость каждого отдельного участка влияет ряд факторов, один из которых—расположение земли. В любом случае каждый участок в обязательном порядке пройдет экспертную оценку рыночной стоимости.
Уже сейчас мы прорабатываем возможность включения в сумму компенсации упущенной выгоды и стоимости строений на участке, проводим опрос о том, какая сумма устроит владельцев. Тревоги по поводу того, что кто-то не получит компенсацию, безосновательны.
—14 декабря пройдут публичные слушания проекта, в середине февраля 2018 г. планируется окончательное принятие документа. Что дальше? На какой период времени рассчитана реализация проекта?
–Проект будет осуществляться поэтапно. Окончательные сроки определят в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Но одно могу сказать наверняка: всё будет происходить достаточно оперативно и с учетом роста транспортного потока с «материка».
—Александр Павлович, спасибо за этот разговор. Мне показалось, что он получился достаточно откровенным. И потому—полезным.

 

Интервью провел Александр СКРИПНИЧЕНКО.

Александр Скрипниченко

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера