Дети старца Паисия

О тех, кто к штыку приравнял перо…

Высокопреосвященнейший Николай—архиепископ Кременчугский и Лубенский Московского патриархата—предпринял пасторскую поездку в наш город. Высокого гостя принимали у себя наместник ставропигиального мужского монастыря во имя Святого Преподобного Паисия Величковского архимандрит Гавриил с братией.

 

Когда еще получится вернуться к поистине величественной личности преподобного? Уместно будет сказать о нем в данном репортаже. Тем более что в текущем году отмечалось 295-летие со дня рождения святого преподобного Паисия Величковского. Говорят и пишут о цивилизациях, когда якобы человек жил и 300, и 500, и более лет. Нынче вековой земной путь—большая редкость. Преподобному всего-то было отмеряно лишь 72 года. Но в сердце и душе людей жить ему века.
Четырнадцатилетний отрок Платон—будущий святой преподобный Паисий Величковский—добровольно взял на себя обязанность неукоснительно следовать правилам: ближнего не осуждать, хотя бы собственными глазами видеть его согрешающим; ни к кому не питать ненависти; от всего сердца прощать обиды. Долгие годы Платон был снедаем стремлением найти наставника. Поиски привели юношу в Молдавию. Он шел от монастыря к монастырю, от скита к скиту.
Долго прожившая во Франции инокиня Таисия (Татьяна Юрьевна Карцева) оставила после себя великолепный, подробнейший житийный свод русских святых. Удивительно, но в главной книге матушки не упомянут святой преподобный Паисий Величковский. Не потому ли, что в свое время богословы, близкие к Русской Зарубежной церкви, отнесли преподобного к сонму святых, просиявших в Молдавии? В таком случае все равно преподобный мог попасть в книгу инокини Таисии, как попали в нее, например, причисленные к лику святых Тамара, Арчил, Давид III Возобновитель—грузинские цари.
Здесь нет большой беды: молдавский святой—так молдавский. Но как все-таки не сказать об очевидных фактах. Важную роль в судьбе Платона сыграл один из столпов русского православия митрополит Рафаил Зборовский. Однокашником Платона в Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, впоследствии бродячий философ. В два захода Платон подвизался в Киево-Печерской лавре, в Медведовском монастыре и в обители Любеча под Черниговом. Помнит преподобного и Святой Афон. Здесь им осуществлялись переводы церковных книг с греческого на родной язык, сверка с оригиналами уже переведенных текстов.
В доступных источниках я не нашел сведений о том, что Платон обрел наконец наставника. Но самого святого преподобного Паисия Величковского не без оснований считают «восстановителем у нас строгого общежительного монашества и основоположником русского старчества XIX века». («Путь». Орган русской религиозной мысли).
Высокопреосвященный Николай—епископ Кременчугский и Лубенский—приехал к нам с благословением митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия освятить после основательного ремонта главный монастырский храм и его новый белого мрамора престол. На престоле совершается таинство святого причащения. Одновременно он символизирует и стол тайной вечери, и Гроб Господень. В сослужении братии высокопреосвященный совершил омовение престола так, как омывали снятого с креста Господа нашего Иисуса Христа перед погребением его тела: теплой водой и благовонной водой, смешанной с вином. Макая кисточку в миро, высокий гость нанес по всем сторонам престола крестики.
Поочередно было освящено все то, что положено хранить на престоле: Святое Евангелие, крест, дарохранительница…
В храме Святого Преподобного Паисия Величковского на престоле помещены также святыни, которых не увидишь в иных культовых зданиях: это с высоким художественным вкусом оформленные подставки с частицами подкладки плащаницы с нерукотворным изображением Христа Спасителя и стола тайной вечери. С этими реликвиями отец Гавриил возвратился домой из дальней паломнической поездки в Европу.
В центре престола в толще столешницы приготовлено Дети старца Паисияместо для мощевичка. Сам мощевичок, когда совершалась литургия, находился в храме перед иконостасом. Первые христиане совершали литургии только на гробах мучеников. Когда минули гонения на Церковь Христову, литургии стали совершаться в храмах на престолах, в которые обязательно вкладываются частицы мощей исключительно святых мучеников. В нашем случае на дискосе—чаше был помещен контейнерок с частицей мощей митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Богоявленского). Он первым принял мученическую смерть от большевиков 7 февраля 1918 года. Во время освящения фасада храма частицу мощей священномученика на дискосе высокопреосвященный нес на вытянутых руках над головой. Лишь после этого частица мощей была помещена на отведенное для нее место на престоле. На него был наброшен антиминс. Эта шелковая ткань—своеобразный документ. На ней нанесены имена действующих на данный момент патриарха и епископа, который провел освящение. Проведение литургии без антиминса и, естественно, без престола невозможно. А без молитвы и храм не храм.
Стремление к Богу, к истине со времен старца Паисия не угасло и никогда не угаснет. Три, может, четыре года назад я стал свидетелем пострижения отцом Гавриилом по благословению в то время блаженнейшего Владимира—митрополита Киевского и всея Украины—рясофорного послушника в монахи.
Рясофорный послушник вошел в круг монашествующих под новым именем—Дмитрий. Каюсь, но при редких встречах с отцом Гавриилом я не решался спросить о судьбе инока Дмитрия. Мир сложен, полон соблазнов. Мало ли что. Какую же радость я испытал, когда в день освящения престола и храма стал еще и свидетелем момента, когда архиепископ Николай рукоположил монаха Дмитрия в диаконы. Диакон—первая из трех ступеней священства в Русской Православной Церкви.
Высокопреосвященный также освятил установленный на видном месте территории обители крест с табличкой. На ней выбиты слова: «В память всех убиенных новомучеников Церкви русской. 1917-2017 гг.»
Как не сказать еще о том, что родом высокопреосвященный из Севастополя. В нашем городе проживают его родители и сестра. В 1996 году будущий владыка нес послушание в Инкерманском монастыре Святого Климента. После окончания духовной академии высокопреосвященный Николай в Кривом Роге был назначен настоятелем Свято-Владимирского. В настоящее время наш земляк духовно окормляет епархию в Полтавской области. В 1722 году в Полтаве родился Паисий Величковский.
Ставропигиальный мужской монастырь, маковки главного храма которого покрыты позолотой на благотворительный взнос известной певицы Ларисы Долиной,—не близкий свет. Тем не менее богослужение с участием высокопреосвященного Николая—епископа Кременчугского и Лубенского собрало много верующих. Некоторые из них молились на паперти у радиодинамиков.

 

А. КАЛЬКО.
На снимках: момент освящения храма. На первом плане (слева направо) владыка Николай и архимандрит Гавриил; купола главного храма обители.
Фото автора.

Другие статьи этого номера