Стройка века на страницах вековой газеты

В 2014 году севастопольский художник Олег Танцюра выходил с этюдником на площади и улицы родного города, чтобы запечатлеть эпизоды «Крымской весны». Позже на борту парусника «Херсонес» он с холстами и красками отправился по маршруту Черноморской регаты. Осенью нынешнего года живописец провел две недели среди строителей моста через Керченский пролив. В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» наш земляк согласился поделиться впечатлениями от творческой поездки на противоположный конец полуострова.

 

—Олег Владимирович, что побуждает вас время от времени предпринимать те или иные акции?
—Согласитесь, переживаемое нами время богато на поворотныеСтройка века на страницах вековой газеты события. Сегодня это факт, а завтра—впечатляющий момент отечественной истории, холст—ее документ.
—Вы поехали в Керчь, получив приглашение?
—Нет, это была моя инициатива.
—Как вас встретили строители?
—Вполне доброжелательно. Ее начальник Леонид Кронидович Рыжинкин поручил кому следует выдать мне пропуск, а также соответствующие указания начальникам мостотрядов. Мне повезло стать свидетелем монтажа железнодорожной и автомобильной арок по-настоящему величественного сооружения. Потрясающее зрелище! Впечатляют высокие темпы выполнения намеченного. Работа идет в две смены, а на отдельных участках—круглосуточно.
—По неписанной норме художник на пленэре может позволить себе находиться на одном месте максимум два часа. Дальше меняются краски, смещается освещение—все становится другим.
—Приходилось приспосабливаться не столько к небесному светилу, сколько к заданному темпу окружающей жизни. Получаю, например, «добро» расположиться в избранном месте. Но уже через час бежит начальник участка с указанием посторониться, так как подали металлические плети или иные материалы. Невольно заряжаешься энергией слаженных действий людей вокруг. При этом они обходятся без суеты. Каждый знает свое место, свою задачу. Все вокруг находится в постоянной динамике, все крутится, вертится, вибрирует…

 

Стройка века на страницах вековой газеты

 

Никакой статики. Тебе же необходимо успеть уложиться в избранный сюжет, так как через час-другой картинка на глазах меняется коренным образом. На стройке ходит анекдот об американцах, которые замыслили идти на Россию с войной. «Когда лучше начинать поход?»—спрашивают они французов. «Только не зимой»,—отвечают из Парижа. «Только не летом»,—вторит им Берлин. «Сейчас, сейчас»,—частят японские самураи. «Почему именно сейчас?»—на всякий случай уточняют заокеанские храбрецы. «Сейчас русские Керченский мост строят,—говорят японцы,—им пленные нужны». Конечно же, мы ни на кого не уповаем и не посягаем, строим сами. Только бы не мешали со стороны.
—О чем думалось на стройке?
—Кое-кто из наших современников даже с телеэкранов вопрошает: «Что значительного появилось в стране?» Сами же отвечают: «Да ничего». Как это «ничего»? По масштабам мост, который свяжет полуостров Крым с «материком», равен прокладке Панамского, а то и Суэцкого канала. Взгляните, уважаемые товарищи, еще на сооружаемые газопроводы на Черном море, на Балтике, на просторах Сибири.

 

Стройка века на страницах вековой газеты

 

—Каков итог вашей добровольной творческой командировки?
—Около двух десятков холстов. Завтра, 20 декабря, в Тамани, где находится управление строительства, ожидается открытие выставки моих работ. Для каждой из них мои новые друзья смастерили по мольберту. Говорят: так будет лучше. Постер, то есть копия одной из картин с видом стройки, а также вид Красной площади полетели в космос. Так пожелал наш земляк космонавт Антон Шкаплеров.
—На этом точка?
—Ни в коем случае. В течение грядущих 2-3 лет произойдут другие знаменательные события, в том числе открытие движения авто- и железнодорожного транспорта. Мне тоже хочется запечатлеть их для истории. Окончательный итог—это осуществление замысла масштабной картины «Покорение Азова».
—Севастопольские ученые из Гидрофизического института тщательно обследовали зону планировавшейся тогда стройки. Их выводы нужны были проектантам. Кого из Севастополя вы встретили на объекте в настоящее время?
—Ко мне подходил сотрудник Центрального конструкторского бюро «Коралл»—автор проекта изготовленного на нашем «Севморзаводе» понтона. Жаль, не спросил его имя-отчество. По всему было видно: волновался земляк. Ведь ходовых испытаний не проводили. Работали с чистого листа. Как поведет себя понтон, когда взгромоздят на него 5,5 тысячи тонн груза? Как и должно было оказаться, все прошло наилучшим образом. Не только видел, но и запечатлел на холсте буксир-трудягу «Марс» с севастопольской пропиской.

 

Стройка века на страницах вековой газеты

 

—Что больше всего впечатлило на стройке?
—Высочайшие мастерство, профессионализм наших инженеров, рабочих. Оказаться среди них хоть на короткое время—большое счастье.
—Спасибо, Олег Владимирович, за беседу. Дальнейших вам творческих успехов!
—Примите, пожалуйста, и вы мои поздравления с вековым юбилеем «Славы».

 

Беседу провел А. КАЛЬКО.
На снимках: работы художника О.В. Танцюры.

Другие статьи этого номера