Природоохранная прокуратура: готовы выслушать, разъяснить, принять меры

Почти треть земли Севастополя отнесена к особо охраняемым природным территориям. О живописнейших ландшафтах, уникальном морском побережье можно говорить долго и с бесконечной нежностью… Но как охраняется это богатство?
С марта 2014 года в городе осуществляет свою деятельность Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура. Мы беседуем с ее руководителем, Т.С. Середой, о задачах ведомства, о насущных проблемах в экологической и природоохранной сфере.

 

—Татьяна Сергеевна, как известно, минувший год был объявлен Годом экологии. Такой акцент явно не случаен. Спектр экологических проблем очень широк. В этой связи вопрос: какие конкретно функции выполняет природоохранная прокуратура?
—Система органов прокуратуры Российской ФедерацииПриродоохранная прокуратура: готовы выслушать, разъяснить, принять меры является единой и централизованной. Все органы прокуратуры выполняют функции, установленные федеральным законом. Специализация природоохранной прокуратуры заключается в надзоре за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, за соблюдением экологических прав граждан органами государственной власти, местного самоуправления, а также иными организациями независимо от форм собственности.
Кроме того, природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением антикоррупционного, бюджетного и иного законодательства природоохранными органами власти, координирует деятельность правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, ведет надзор за законностью принимаемых решений по сообщениям о преступлениях в экологической сфере, занимается расследованием уголовных дел, обеспечивает поддержание государственного обвинения.
Первоочередная наша задача—заставить органы власти эффективно реализовывать свои полномочия в сфере экологического контроля, в отношении предоставления государственных услуг, в выдаче разрешительной документации (при распоряжении объектами природы), рассмотрении обращений граждан и т.п. Так, в 2017 году по мерам реагирования прокурора к дисциплинарной ответственности было привлечено более 25 должностных лиц органов государственного контроля, опротестовано 11 незаконных правовых актов.
—Как вы оцениваете экологическое состояние на территории Севастополя?
—Природные богатства Севастополя уникальны в плане разнообразия экологической, оздоровительной, рекреационной ценностью. Около 40% территории города занимают леса, представленные многочисленными краснокнижными, реликтовыми деревьями; более 30% территории Севастополя отнесено к особо охраняемым природным территориям. О живописнейших ландшафтах и морском побережье, представленном многочисленными бухтами, говорить можно бесконечно. И, конечно же, все это вызывает серьезный спрос для использования в хозяйственной деятельности.
—Какие вопросы наиболее актуальны?
—Актуальными являются вопросы обращения с отходами и охрана водных объектов от загрязнения. Мы держим на постоянном контроле вопросы исполнения требований законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов в Первомайской балке, при сборе и транспортировке отходов, несанкционированные свалки.
В 2017 году в судебном порядке нам удалось добиться возложения обязанности на органы исполнительной власти города, провести рекультивацию несанкционированного полигона в Юхариной балке (многие годы это вызывает общественное недовольство). Ответчиками судебное решение обжаловано, однако Севастопольским городским судом решение Ленинского районного суда было оставлено в силе.
Еще раньше, в 2016 году, природоохранная прокуратура добилась в судебном порядке обязать органы власти города и ГУП «Благоустройство» привести использование полигона в соответствие с природоохранными, пожарными и санитарными нормами, а также рекультивировать в соответствии с законом 1-ю и 2-ю очередь полигона, исчерпавших проектную мощность. Тем не менее в минувшем году в ходе проверки мы установили, что складирование отходов в нарушение требований законодательства на 1-ю и 2-ю очередь продолжается (в эксплуатацию уже введена 3-я очередь!).
Кроме того, предприятием не был разработан и согласован с уполномоченными органами проект мониторинга полигона. На нем размещаются отходы лакокрасочных материалов, обтирочного материала, загрязненного нефтепродуктами, тары из-под нефтепродуктов, не осуществляется радиационный дозиметрический контроль поступающих отходов. Работники полигона не прошли необходимое обучение по обращению с отходами. По результатам проверки в адрес руководителя ГУП «Благоустройство» внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вопрос остается на контроле.
Также был выявлен факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами. Так, коммерческая структура оказывала услуги по сбору и транспортировке отходов 4-го класса опасности без соответствующей лицензии. В результате этой незаконной деятельности был получен доход в размере около 7 млн руб. По материалам прокурорской проверки отделом дознания ОМВД по Ленинскому району Севастополя возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), которое расследуется.
—А как обстоят дела с охраной водных объектов?
—Еще в 2016 году Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации объектов водоотведения ГУПС «Водоканал». Установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства, а также условий использования водных объектов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты в установленном законом порядке не оформлены. Эффективность очистки по результатам проведенных лабораторных исследований проб сточных вод в местах поступления стоков и в отстойниках не соответствует стандартам. В адрес директора ГУПС «Водоканал» с целью устранения выявленных нарушений было внесено представление. В результате приняты меры, виновное лицо привлечено к ответственности. По материалам проверки природоохранной прокуратуры, направленным в «Севприроднадзор» для принятия мер, юридическое и должностное лица ГУПС «Водоканал» за нарушения условий пользования водными объектами, предусмотренных решениями о предоставлении водного объекта в пользование, привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Общая сумма штрафа—60000 рублей.
ГУПС «Водоканал» приступил к разработке проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. Также путем дополнительного хлорирования повышена эффективность обеззараживания очищенных сточных вод на КОС
№ 8, 10, 11, на КОС № 2 выполнен капитальный ремонт 2-й секции аэротенка-осветлителя. Повышение эффективности работы КОС № 1 «Южные» может быть достигнуто лишь путем реконструкции сооружений из механического способа очистки в биологическую. Поэтому проектирование и строительство КОС № 1 «Южные» с полной биологической очисткой было включено в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя». В данный проект также входит канализирование Балаклавы.
Кроме того, в апреле 2017 года введены в эксплуатацию после капитального ремонта очистные сооружения в поселке Андреевка. В связи с необоснованным затягиванием процесса разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты и получения разрешений на их сброс Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением к ГУПС «Водоканал» с требованием обязать оформить предусмотренную законом документацию. Решением Ленинского районного суда от 9.11.2017 году иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
Выявлялись прокуратурой факты сброса сточных вод из многоквартирных домов без очистки в реку Бельбек. По иску природоохранной прокуратуры суд обязал департамент городского хозяйства обеспечить водоотведение домов, исключающее сброс неочищенных сточных вод в реку. Можно добавить, что во исполнение решения суда по иску природоохранного прокурора правительством Севастополя также принимаются меры по подъему затонувших в Балаклавской бухте плавсредств.
—В каких сферах еще допускаются нарушения?
—В сфере лесопользования, особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биологических ресурсов. В 2017 году природоохранная прокуратура реагировала в том числе и на незаконное взимание денежных средств за любительское рыболовство, незаконное содержание краснокнижных водных биологических ресурсов, на допущенные нарушения в сфере обеспечения пожарной, санитарной безопасности в лесах, в сфере лесовосстановления.
—Какие меры принимаются природоохранной прокуратурой по защите прав предпринимателей?
—Законодательство в области охраны окружающей среды представляет сложную систему, включающую в себя множество нормативных правовых актов. В этой связи немаловажным направлением в нашей деятельности является защита прав предпринимателей. В целях предотвращения излишнего давления на бизнес мы проводим согласование планов работы органов контроля, их внеплановые проверки. Функционирует межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей, на которой обсуждаются актуальные проблемы взаимодействия власти и субъектов хозяйствования, вырабатываются пути их решения. Первый вторник каждого месяца проводится Всероссийский день приема предпринимателей. Да и в любой другой рабочий день мы готовы выслушать, дать необходимые разъяснения, а при наличии оснований—принять меры прокурорского реагирования. Действующий закон ориентирует на принятие превентивных мер, а не карательных.
—Спасибо за беседу! И успехов в наступившем 2018 году!

 

Интервью провела О. ЕВГЕНЬЕВА.
На снимке: руководитель Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Т.С. Середа

 

Другие статьи этого номера