О коррупционных ситуациях в системе здравоохранения и нарушении прав пациентов.
Сегодня все чаще слышно о борьбе с коррупцией в медицинской сфере. Как правило, речь идет о бытовой коррупции. Однако отношение к ней пациентов неоднозначно. Некоторые из них считают, что сегодня без материального вознаграждения невозможно получить качественную медицинскую помощь, и фактически «благодарят» медицинских работников за надлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Тем не менее коррупция в здравоохранении подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь в сознании людей врачи—это люди, призванные помогать, спасать жизнь. И важно противодействовать бытовым коррупционным ситуациям в здравоохранении.
Коррупционные ситуации
Среди наиболее распространённых коррупционных ситуаций специалисты называют следующие:
— Согласие на получение вознаграждения за услуги. Заработок по предварительной договоренности часто расценивается как приемлемый способ неформального платежа. Он находит поддержку и у пациентов.
— Искусственное создание дефицита медицинских услуг. Пациенты вынуждены ожидать месяцами и платить за медицинскую помощь. За определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество.
— Просьба оплатить бесплатные медицинские услуги, обещание качества и индивидуального подхода. Для врачей и для пациентов однозначным критерием попадания в коррупционную зону является ситуация, когда предложение исходит от самого медика.
— Неоправданное медицинское вмешательство, навязывание ненужных услуг.
— Отказ от оказания бесплатных медицинских услуг и требование их оплатить.
— Приписки по ОМС—включение услуг, которые реально не оказывались.
Коррупционные медицинские услуги
Среди них чаще всего встречаются:
— Госпитализация—наиболее распространенный тип неформального платежа, когда оплачивается услуга по упрощению процедуры попадания в учреждение, попадание без очереди в случае плановой операции. На «теневом» рынке услуг госпитализации особое место занимает служба «скорой помощи».
— Оплата расходных материалов. Распространенный тип неформального заработка в учреждениях стационарного типа. Как правило, пациенту предлагается на выбор стандартные расходные материалы, которые входят в программы государственных гарантий, или более качественные и современные.
— Оперативное вмешательство. Оплата самих операций—это прямой «теневой» заработок в стационарах. Предметом для расчетов может стать покупка очереди на операцию уже в самой медицинской организации, а также оплата самой работы медицинских работников, которые проводят операции.
— Оплата диагностических процедур. Пациенту предлагается за неформальный расчет провести дорогостоящие исследования перед операцией, которые якобы не входят в программу государственных гарантий.
— Консультации. Неформальные заработки узких специалистов обусловлены ограничением доступа пациентов к их консультациям.
— Заработок на лекарственных препаратах. Среди поликлинических врачей и в стационарах распространены заработки на продаже лекарств напрямую пациенту. Возможны махинации с покупкой лекарственных препаратов по перечню для социально незащищенных слоев населения.
— Оформление справок, направлений. Предметом неформальной продажи являются медицинские справки, больничные листы.
— За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.
— За подтверждение либо сокрытие тех или иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений).
Большая часть антикоррупционных мер, несомненно, может быть реализована на уровне, максимально приближенном к уровню «врач — пациент».
Добро пожаловаться!
Куда обращаться пациентам в случае проявления коррупции или подозрения на это?
Для этого существуют: «телефон доверия» по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений Министерства здравоохранения РФ: 8 (495) 789-45-24; телефонная линия «Остановим коррупцию» Следственного комитета РФ:
8 (800) 100-12-60; устные сообщения и письменные заявления в органы МВД; ваша страховая компания; «горячая линия» регионального Министерства здравоохранения и, наконец, руководство медицинской организации, информирует пресс-служба департамента здравоохранения Севастополя.