Ave, Maria…

«Богородице Дево, радуйся…»—

Ave, Maria...

с этих прекрасных
слов начинается обращение Архангела к Деве Марии. В христианстве—западноевропейском и восточном—так начинается молитва, ставшая одной из самых известных и любимых как в католичестве, так и в православии. Земная женщина, явившая людям Спасителя и совершившая настоящий материнский подвиг, воспринимается человечеством как идеальная, совершенная и гармоничная Личность. Эти же слова, в знак почитания Богородицы, послужили названием выставки, сформированной из произведений западноевропейского и русского искусства XVI-XIX веков из фондов Севастопольского художественного музея.
Почитание Девы Марии, создание ее незабываемого образа проявились особенно ярко в европейском изобразительном искусстве, начиная с эпохи Возрождения. В Италии ее величают—Мадонна (ит. madonna—mia donna—моя госпожа), в России—Богоматерь.
В Италии пишут картины с восхвалением ее земного подвига и красоты, в России—иконы с погружением в «духовное пространство». Конечно, назначение этих произведений будет различным: картинами украшают интерьеры, ими любуются, о них размышляют; с иконами, лежащими на аналое в храмах, «общаются» наедине, в тихой молитве, созерцая святой образ. В картинах есть объем, иллюзия глубины и реальность мира; в иконах—ирреальность и обратная перспектива. Авторы икон чаще всего неизвестны, они даже сознательно безымянны. Авторство же картин является предпочтительным знанием.
В организации пространства этой выставки объединено искусство двух ветвей христианства: в чем заключается их взаимодействие, различие или дополнение друг к другу в почитании образа Девы Марии? Поэтому экспонируются как культовые предметы, так и светское искусство: иконы, складни и картины.
К итальянскому Возрождению относятся два произведения не известных нам художников, но представляющих очень значимые художественные школы: венецианскую—«Святое семейство» (1-я половина XVI века) и флорентийскую—«Мадонна с младенцем» (конец XVI века). Сюжеты этих картин были любимыми в искусстве того времени и написаны они с соблюдением традиционной, ставшей классической иконографии. Нежность чувств и материнскую любовь усиливает теплый коричневато-золотистый колорит.
В XVII веке в итальянском искусстве царит стиль барокко, для которого характерны драматизм и возвышенный пафос в трактовке образов. В картине неизвестного художника «Вознесение Мадонны» внешняя динамика отражает внутренний душевный подъем и порыв. Одним из самых популярных художников барочной живописи является Лука Джордано. В его потрясающей по внутреннему напряжению картине «Скорбящая Богоматерь» тяжесть душевных переживаний сконцентрирована в лице и согбенном силуэте Мадонны.
В православных иконах на выставке представлены иконо-графические типы образа Богоматери—Одигитрия и Умиление. Наиболее чтимы на Руси были изводы «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Тихвинская» и «Богоматерь Владимирская». Строгий канон не допускает чувственности и эмоциональности, присутствующей в картинах. Но ценность иконописных образов имеет свою эстетику и красоту. Восприятие и постижение их содержания заключены прежде всего в глубине и гармонии внутреннего строя образа. С этими иконами на Руси всегда связывали надежду на защиту и спасение, списки с них распространились по всей стране. «Федоровская икона Божией Матери» также кровно соединена с «историческим выбором» страны, покровительствуя царской семье Романовых.
Часть собрания музея связана с художественными вкусами членов императорской семьи. Один из величайших художников итальянского Возрождения Рафаэль Санти прослыл «мастером самых прекрасных Мадонн». На выставке представлено несколько старинных копий знаменитых произведений Рафаэля, у которых интересна не только история их создания и бытования, но и превосходное качество исполнения. Находились они некогда в Эрмитаже, затем были переведены в отстроенный для императорской семьи Ливадийский дворец, а уже потом оказались в Севастополе.
Знаменитая картина флорентийского периода творчества Рафаэля «Мадонна со щегленком», находящаяся ныне в галерее Уффици, еще в XVI веке сильно пострадала. Тогда же она была отреставрирована художником Микеле Тозини, который создал несколько копий, одна из них и находится в нашем собрании—«Мадонна со щегленком» (XVI век). Не менее знаменитое, любимое во всем мире произведение римского периода «Мадонна в кресле» находится ныне в галерее Питти. Акварельная копия мастерски выполнена неизвестным художником XIX века в одной из самых сложных графических техник. Эта работа находилась в Ливадийском дворце в покоях императрицы, о чем свидетельствует фотография на развороте альбома, посвященного этому дворцу, выставленного в вертикальной витрине.
В небольшой экспозиции выставки представлено всего двадцать пять произведений: двенадцать картин, семь икон и несколько предметов декоративно-прикладного искусства—как культового, так и светского содержания. Несмотря на камерный формат выставки, очевидно, что представленные разные традиции, сложившиеся в европейском христианском искусстве, не противоречат друг другу, а взаимно обогащаются. Западная культура с ее светской трактовкой образа Мадонны сочетается с глубинной строгостью и вместе с тем—с человечностью и теплотой, с одухотворенностью образов Богоматери, созданных русскими иконописцами.
Итальянская школа и русская традиция, имеющие общий византийский исток, несмотря на внешнюю непохожесть, очень близки в своем искреннем почитании Девы Марии, в безыскусной и душевной любви к ней.

 

М. СОБЧИНСКАЯ, искусствовед.

Другие статьи этого номера