60 лет инженерного стажа

Балаклава— международный центр туризма

4 февраля 1958 года были выпущены инженер-лейтенантами для службы на кораблях Военно-Морского Флота СССР три роты курсантов Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Дзержинского, которые в январе 1958 года успешно защитили проектные дипломы паросилового, электротехнического и кораблестроительного факультетов. Всего в России в живых осталось 32 «паросиловика» из 164 выпускников, в Севастополе—только четверо: Анатолий Востриков, Юрий Клявин, Николай Ященко и Анатолий Муленко.

 

Я отдаю дань уважения ушедшим от нас однокашникам: Юрию Абрамову, ставшему главным инженером Технического управления Черноморского флота; Юрию Байсу, ставшему на Северном флоте начальником инспекции котлонадзора флота; Николаю Куделе, командиру ПКР «Ленинград»; Виктору Нечитайло, ставшему командиром БЧ-5 тоже на крейсере «Ленинград» после Н. Кудели; Владимиру Разуваеву—командиру БЧ-5 атомохода «К-19»… Всего нас было в городе 28 человек, трое подтвердили свою квалификацию отличным трудом в ЦКБ «Коралл».
Могу с удовольствием отметить работу в ЦКБ «Коралл» моего однокашника Олега Никитина, разработчика программ испытаний полупогружных установок типа «Шельф» (после 6 лет работы Олег уехал жить в Ленинград). С таким же успехом работал в ЦКБ командир электротехнического дивизиона крейсера «Ушаков» Геннадий Блувштейн, наш однокашник с электрофакультета.
А начинали мы учебу курсантами первого набора училища в бухте Голландия. Спасибо работникам и преподавателям «Голландии», которая все так же стоит на ногах. Слава их руководителям, сохранившим это уникальное учебное заведение.
Я отдаю дань уважения нашим преподавателям в «Голландии» и «Дзержинке», научившим нас многим корабельным наукам. Назову несколько человек. Это профессор гидромеханики, полковник, доктор технических наук А.Н. Патрашев; кандидат технических наук, впоследствии доктор технических наук, основоположник науки корабельной остойчивости и непотопляемости надводных кораблей и подводных лодок, капитан 3 ранга, впоследствии капитан 1 ранга Н.П. Муру. Основам турбиностроения и эксплуатации турбин нас учил доктор технических наук капитан 1 ранга В.Н. Кузнецов.
К сожалению, в одной статье невозможно перечислить всех наставников. Правилам корабельной жизни на первых порах нас учили отцы-командиры. Я служил на кораблях шести проектов. Лучшим моим командиром был капитан 3 ранга В.И. Васильев (сейчас он —председатель совета ветеранов Черноморского флота в Москве, капитан 1 ранга). Наш однокашник по 116-му классу, или взводу, Э. Кобылянский написал слова и музыку песни с таким припевом:
Мы помним, что
«Голландия» нам мать,
Мы знаем, что взрастила
нас «Дзержинка».
После службы на флоте я был принят в ЦКБ «Коралл», когда там уже был сложившийся работоспособный коллектив, в котором все было построено на взаимопонимании и уважении. Отдаю дань почета конструкторам, ставшим начальниками ЦКБ: И.В. Филинковскому, А.А. Алисейчику, В.Ф. Ленскому, а также конструкторам различного служебного положения, среди которых—главные конструкторы Н.Я. Перец, И.Д. Гончаренко, В.Г. Фадеев, А.Г. Махмутов, а также В.В. Руденко, Г.П. Шутилкина, Л.Б. Благовидов, В.А. Попов, В.Д. Макутенко, А.С. Лебедев, В.М. Демченко и много, очень много других высококлассных специалистов, входивших в коллектив 1075 работников ЦКБ.
Плодотворной была работа с ближайшими контрагентами. На Черноморском СРЗ-13 построили по проекту ЦКБ «Коралл» под руководством главного конструктора В.Г. Фадеева и ввели в эксплуатацию в Нижневартовском НГДУ установку получения моторного топлива непосредственно на месторождении.
До сих пор поддерживаю добрые отношения с работавшим в те годы начальником управления разведочного и эксплуатационного бурения Я.И. Ильницким и начальником частного судоремонтного предприятия С.Л. Соболевым. Для меня это были приятные, творческие годы, насыщенные интересной работой. Осваивая корабельную технику во время службы на флоте, мы развивали полученные в училищах знания и применяли их на кораблях, усовершенствуя технические возможности энергетических установок. Так, с командиром БЧ-5 ЭМ «Оживленный» Анатолием Валентиновичем Писаревым мы сократили норматив экстренного приготовления энергетической установки с 30 минут директивного времени до 12-14 минут фактического норматива, а также отработали ход корабля с «поврежденным» главным конденсатором, и в этом безвакуумном режиме держали заданную скорость хода корабля. Сделано это было по идее флагманского инженер-механика бригады Юрия Николаевича Соколова, ставшего преподавателем в Севастопольском приборостроительном институте (ныне СевГУ). Впоследствии по рекомендации главного инженера Технического управления Краснознаменного Черноморского флота капитана 1 ранга Е.А. Кобцева я опубликовал результаты боевого упражнения в журнале «Техника и вооружение».
Не могу не отметить работу по организации перевода директивного «аварийного» режима в эксплуатационный при вызволении нашей подводной лодки в Средиземном море от нагло ведущих себя натовцев. Тогда мы перевели ход корабля в режим работы под одним котлом и одним турбозубчатым агрегатом. Создав ложный сигнал от нашего корабля, мы обеспечили потерю лодки «заклятыми друзьями».
Хорошим примером для меня послужил опыт приятеля и однокашника Виктора Павловича Малого, командира БЧ-5 РК «Грозный», в Средиземном море работавшего над созданием экономического режима работы энергетической установки.
Полноценная ремонтная подготовка помогла мне в 1961 году восстановить на ходу корабля работу надувочного вентилятора в машинном помещении, а на СКР «Норка» в Гремихе я, новый командир БЧ-5, произвел восстановительный ремонт аварийной техники. Затем в Северодвинске в 1965 году выполнил настройку откачивающего переносного насоса на крышке аварийного реактора атомохода «К-11». Накопленный опыт позволил мне успешно ликвидировать пожары на трех боевых кораблях Черноморского флота.
Редкий случай произошел у капитана 2 ранга Николая Кудели на ПКР «Ленинград». Из трудной ситуации он вышел победителем, за что командир его корабля Л.А. Васильев на заседании совета Военно-научного общества флота дал ему имя—Механик от Бога.
Корабельный опыт подтолкнул меня при работе в ЦКБ «Коралл» к выпуску стандарта предприятия (СТП) по разработке методики расчета мощности для буровой установки. Словом, я тоже не посрамил флот: меня назначили заместителем главного конструктора В.Г. Фадеева, выпускника ЧВВМУ имени П.С. Нахимова.
Результативная работа ЦКБ была отмечена руководством «Севморзавода», открывшим в заводском музее уголок для пропаганды результатов труда сотрудников ЦКБ «Коралл».
Надо отметить, что в то время в ЦКБ работали пять главных конструкторов, и у каждого была своя отдельная тема, а также свой проект, реализованный на заводах в Севастополе, Астрахани, Выборге, Северодвинске, во Вьетнаме и успешно сданный в эксплуатацию. Значительное количество конструкторов было удостоено правительственных премий и наград. Таким многоплановым предприятием было и остается ЦКБ «Коралл», вызывающее и сегодня активный интерес заказчиков.
18 февраля в Питере собирается наш актив ветеранов-однокашников, оставшихся в строю, под руководством председателя совета В. Киселева. На встрече по поводу 60-летия нашего выпуска мы ожидаем 32 человека. Я славлю своих однокашников, наших учителей и наставников, а также Советский Военно-Морской Флот за его трудовые и боевые будни.

 

А. МУЛЕНКО, ветеран ВМФ, капитан 2 ранга в отставке.
На снимке: военное училище в бухте Голландия.

Другие статьи этого номера