Путешественница

Масленица в Казачьей бухте:  мешки подарков и «море» блинов

Ночную тишину в квартире прервал настойчивый стук. Первая мысль: опять соседи со своим непрекращающимся ремонтом «чудят». Понятно, уют в доме—это важно, но не в шесть же часов утра!
Затихший было стук повторился снова, потом еще раз и еще… Сквозь затуманенное сном сознание наконец дошло, что это стучат в дверь. Встаю, выхожу в коридор—на лестничной площадке незнакомая бабушка в комнатных тапочках и ночной рубашке стучит по очереди во все двери.

 

—Что случилось?—интересуюсь у нежданной гостьи.
—Да вот, дети в школу ушли, а меня забыли. Домой попасть не могу… Что делать, не знаю…
—А где вы живете?
—Не помню… Из квартиры вышла и забыла… Я очень замерзла. Можно, я у вас немного погреюсь?
Приглашаю бабушку в дом, веду на кухню, включаю чайник. Бабушка ухоженная, видно, что родные не обижают.
—Спасибо вам, что пустили, у вас тепло,—говорит женщина и, закашлявшись, добавляет:—Наверное, заболею снова. А ведь я только-только переболела.
—Ничего, сейчас чай пить будем, согреетесь!—пытаюсь переключить разговор на более приятную тему. Выкладываю на тарелку булочку, но бабушка отрицательно качает головой:
—Нет-нет, я есть не буду! Я очень расстроилась. Почему меня не ищут? Неужели не видят, что меня нет? Я домой хочу!
—А на каком этаже вы живете?
—Кажется, на третьем. Я из квартиты вышла, а дверь закрылась… Как они так быстро ушли, а меня забыли? Я вниз спустилась, хотела из подъезда выйти, но не знаю, куда дальше ехать. Да и холодно на улице. Решила в двери постучать.
…Что же с ней делать-то? Одну не оставишь, а надо идти на работу. Быстро одеваюсь, пробегаю три нижних этажа, дергаю за дверные ручки—всюду закрыто. Значит, бабушка живет не здесь. Делать нечего, устраиваю «побудку» старшей по дому, по телефону объясняю ситуацию, описываю, как выглядит бабушка.
—Да это, наверное, мама Наташи, которая в 60-й квартире живет!—предполагает управдом.—Ты к ней сходи.
—Как вас зовут?—спрашиваю у бабушки.
—Валя.
—Ваша дочь—Наташа?
—Да!—оживляется бабушка.—Вот Наташка обрадуется, когда меня найдет!
Бегу наверх, стучу в указанную квартиру.
—Наташа, откройте! Ваша мама дома?
—Моя мама в деревню уехала, ее здесь нет,—отвечает разбуженная соседка.
Извиняюсь, возвращаюсь домой. Чайник уже закипел, наливаю в чашку кипяток.
—Вам сахар можно? Сколько ложек?—спрашиваю у бабушки. Ставлю чашку на стол, кладу на тарелку булочки, начинаем чаевничать.
—А сколько вам лет?
—Уже много—77… Зажилась я на этом свете. Ой, меня же теперь внук ругать будет, что из дома ушла. Опять скажет, что мне больше всех надо. Вы скажите ему, чтобы меня не ругал. Я ведь уже не первый раз теряюсь. Вот и сегодня уходили—меня позвали с собой. А я собраться не успела, так они быстро ушли. А дома одна оставаться боюсь.
—Почему?
—Да по подъезду разные люди ходят. Дверь приоткроешь—они нахально в квартиру зайти пытаются.
—А зачем же вы двери открываете?
—Так звонят же…
Еще раз звоню управдому, и та заходит посмотреть на «потеряшку».
—Да, бабушка в нашем доме живет, я ее часто видела, когда она на лавочке у подъезда сидела. Но вот чья она? Быть может, Романа? Пойдем обход квартир делать!
Вместе поднимаемся на искомый этаж—одна из дверей не заперта.
—Хозяева, вы где?—кричим в темноту квартиры. В ответ—тишина. Вдруг из комнаты выбегает собака, и мы быстро захлопываем входную дверь. Из соседней двери выходит мужчина.
—Вы случайно не знаете, живет ли в этой квартире бабушка? Она с палочкой ходит, невысокая такая,—спрашиваем у него.
—Нет, не знаю. Здесь какая-то бабушка есть, но она так медленно ходит, что пока из лифта выйдет, я уже в квартиру захожу. Вы у других соседей спросите.
В это время из-за незапертой двери выглянула хозяйка.
—У вас живет бабушка?—спрашиваем у нее.
—Да.
—А где она сейчас, знаете?
—???
В общем, все хорошо, что хорошо кончается. Выслушав нашу историю, женщина спустилась за бабушкой: «Идем домой, лягушка-путешественница!»
—Вы только бабушку не ругайте!—попросила я.
—А что толку ее ругать?—махнула она рукой и зашла в лифт.
…Ну вот, теперь бабушка в безопасности. На часах 7.30, пора бежать на работу.

 

Елена ИВАНОВА.

 

В тему     

Во всем виновата болезнь

К сожалению, возраст сказывается на здоровье и душевном состоянии пожилых людей. Ухудшение мозговой деятельности часто приводит к потере памяти, способности к критическому мышлению и ориентированию в пространстве и времени. В таком случае речь идет о деменции.

 

По данным ВОЗ, в мире сейчас около 44 млн больных деменцией (старческим слабоумием). Эта болезнь развивается постепенно и, к сожалению, не поддается лечению. А это означает, что психологический, физический и экономический груз, лежащий на тех, кто заботится о своих родственниках, больных деменцией, очень тяжелый и неоднозначный. Попечителям приходится играть сразу несколько ролей по отношению к больному: они его защищают, становятся его сиделками, друзьями и «компаньонами» или «компаньонками», а также им приходится брать на себя всю тяжесть принятия решений, касающихся жизни их подопечных. Это непросто, поэтому психотерапевты дают следующие советы тем, кто ухаживает за больными деменцией:
1. Узнайте как можно больше об этом заболевании. Это поможет вам полностью осознать, что поведение и поступки вашего родственника объясняются вовсе не капризами, странностями, прихотями и своенравием, а также не злостью, враждебностью или недоброжелательностью.
2. Попытайтесь заставить себя понять, что чувствует и ощущает больной деменцией, когда вы ухаживаете за ним и общаетесь. Это поможет вам избежать другой ловушки: относиться к больному как к предмету, за которым ухаживают, передвигают, переворачивают, а не как к личности.
3. Избегайте конфликтов и порицающих замечаний. Старайтесь не концентрировать свое внимание на неудачах человека, больного деменцией. Соблюдайте выдержку, спокойствие и хладнокровие.
4. Создайте ежедневный распорядок дня, который будет соблюдаться неукоснительно. Эта рутина поможет больному почувствовать себя более уверенно.
5. Постарайтесь сделать жизнь больного максимально приближенной к той, которая была у него до начала заболевания. Особенно важно, чтобы больной чувствовал себя независимым и нужным другим людям. Необходимо постоянно стимулировать его к использованию своих способностей, чтобы укреплялось его самоуважение и уверенность в себе.
6. Старайтесь быть терпеливым и терпимым к «странностям» поведения больного деменцией. Помогайте ему, давая самые простые указания, чтобы он мог выполнить действие пошагово под вашим руководством.
7. Сохраняйте, насколько это возможно, общение с больным деменцией. Удостоверьтесь, что он или она следит за тем, что вы говорите. Пусть тон вашего голоса будет спокойным. Очень важно общение на телесном уровне. Прикоснитесь к больному, подержите его руку в своей, приласкайте его и обнимите. Старайтесь обращаться к больному с всегда одинаковыми словами и выражениями для выполнения одного и того же действия.
8. Создайте максимально безопасную среду для больного, чтобы избежать случайных травм.
9. Поддерживайте больного деменцией в хорошей физической форме (физио- и трудотерапия, легкие гимнастические упражнения).
10. При необходимости обращайтесь к лечащему врачу за любым советом и помощью.
А еще очень важно позаботиться о том, чтобы в случае ухода больного из дома с вами можно было легко связаться. Пусть это будет записка с номером вашего телефона в кармане одежды потерявшегося или в кулоне на шее—вариантов много. Помните о том, что эта болезнь заставляет неадекватно вести себя человека, которого вы любите.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера