ЗОлотые годы ТБМ

Следком подводит итоги

С чего начинаются театры? И совсем даже не с пресловутой «вешалки». Театры рождаются в талантливых головах в форме безумных идей. А таланты (как и идеи) даются свыше. Стало быть, театры, как люди, рождаются уже с душой.
Ровно 30 лет назад подобная идея пришла в голову молодому энергичному артисту театра им. А.В. Луначарского Виктору Оршанскому. Тому самому, что выходил на сцену главного городского театра в роли быка Панчо в спектакле режиссера Владимира Петрова «Арена». В его горящих глазах светились упорство и желание дышать полной грудью, а значит—творить! А еще он пробовал себя в режиссуре—на малой сцене с успехом шел его спектакль «Разорванное ожерелье» по произведению японского писателя Кобо Абэ. Но ему хотелось большего.

 

Время конца 80-х годов прошлого века можно определить словом «театромания». В кассы столичных театров выстраивались очереди на Эфроса, Любимова, Захарова, Ефремова… Да и в Севастополе было на что посмотреть! Каждый новый спектакль Владимира Петрова и Романа Мархолиа вызывал бурю эмоций.
Именно тогда Виктор Оршанский объявляет набор в свою скромную театральную студию при «Водоканале».
Вот что вспоминает об этом моменте артистка театра им. А.В. Луначарского, а тогда еще школьница, Оля Лукашевич: «Это был 1988 год. Я пришла на прослушивание. Читала, пела. Виктор Абрамович Оршанский попросил удивить всех. Я открыла окно и начала кричать. Мне тогда было 14. Прослушивание происходило в здании «Водоканала», окна выходили на оживленную улицу…
Меня взяли. И сразу дали роль Лисенка в сказочке «Улыбнись, малыш!» А главную роль Петушка играла Ира Демидкина. Ей было 11. С тех пор 30 лет мы идем рука об руку.
Когда проходишь такие годы совместного творчества и жизни, все твои коллеги—это уже родственники, люди, с которыми ты пойдешь в разведку. Я служила в ТБМ 13 лет и сыграла в 26 спектаклях. Так что, если добавить роли в театре Луначарского, их количество уже перевалило за сотню».
Да что там сказочка! Летом в Херсонесе на площадке у башни Зенона, что справа от главных ворот, состоялась премьера спектакля по пьесе Жана Ануя «Жаворонок», рассказывающая историю Жанны д’Арк. Главная роль досталась Ольге. «Летом мне исполнилось 15, как и Жанне д’Арк,—вспоминает актриса.—Я играла в большом спектакле. Маленькая девчонка с сильным голосом. Я умирала каждый спектакль. Там оставались все мои силы. Все были старше меня. Берегли. Воспитывали. И никаких поблажек! Требования, как ко взрослому актеру».
Роль священника в «Жаворонке» исполнял юный, а теперь уже заслуженный артист Украины, Андрей Бронников. Вот что он рассказывает: «Я играл брата Ладвеню. По ходу спектакля мне приходилось подниматься на стену и оттуда вести диалог с Жанной. И когда я там стоял, лучи закатного солнца каким-то непостижимым образом совместились со светом прожектора, и вокруг меня образовался сияющий нимб. Это необыкновенное явление мне запомнилось. На спектакль пришли три класса школы, в которой я учился. Знаете, после спектакля все—и учителя, и мои школьные товарищи—стали относиться ко мне с большим уважением. Вот такая сила искусства».
Андрей Анатольевич рассказал еще об одном спектакле молодой труппы, вызвавшем немало споров, восторгов молодежи и критических отзывов в газетах. Представьте себе подростков, играющих «Ромео и Джульетту» в постановке 33-летнего режиссера. «Героям пьесы было столько же лет, сколько и нам,—рассказывает Андрей Анатольевич.—История ожила именно благодаря нашему возрасту. Я хотел сыграть друга Ромео Меркуцио, а получил роль жениха Джульетты Париса, которую обычно режиссеры вымарывают. Парис искренне любит свою невесту, он первый приходит к гробу Джульетты, а затем появляется Ромео, и завязывается поединок. Оршанский решил оставить этого персонажа и полный шекспировский финал. Мне кажется, что от этого спектакль только выиграл».
Спектакль «Ромео и Джульетта» вышел 16 февраля 1989 года, в годовщину ТБМ.
На самом деле театр начинает отсчет времени с 16 февраля 1988 года, когда было принято решение Севастопольского горисполкома, а 17 февраля вышел приказ управления культуры.
У меня в руках—очень эмоциональный документ 1993 года: несколько желтых листов, отпечатанных на пишущей машинке. Это «Справка о ТБМ», подписанная Виктором Оршанским. Вот что там сказано: «Итого за год с момента первой премьеры вышло 9 спектаклей. Параллельно наращивалась материальная база. Были приобретены автобус, звуковая и радиоаппаратура. Театр отвоевал себе бывший кинотеатр «Мир», в который въехал 11 января 1989 года. Также было отвоевано подвальное помещение под камерный зал на Большой Морской…» Девять премьер—это так много даже для большого театра, а для начинающего коллектива—невероятно!
Кроме того, с молодой труппой велись творческие занятия по актерскому мастерству, пантомиме, сценречи, сцендвижению, танцу, вокалу. В составе ТБМ работала детская оперная студия, которая стала творческим коллективом-спутником Московского государственного детского музыкального театра Натальи Сац. Театр креп и бурно развивался. Спектакль «Спаси и сохрани» по рассказу Ивана Бунина и стихотворениям Саши Черного принял участие в международном театральном фестивале, проходившем в столице Иордании Аммане.
Были в жизни ТБМ и трагические страницы, когда театр находился на грани закрытия: художественный руководитель и группа ведущих актеров покинули город. По приглашению местной госадминистрации они переехали в Старый Оскол, где многие из первых тэбээмовцев работают и поныне. Несколько актеров получили приглашение в театр им. А.В. Луначарского.
И в тот момент, когда казалось, что ТБМ уже ушел в историю, жена Виктора Абрамовича, замечательная актриса Людмила Евгеньевна Оршанская, которая все эти годы находилась в тени своего супруга, решилась восстановить опустевший театр. Отчаянный поступок, граничащий с безумством, совершила женщина, совсем не похожая на героиню, разве что на лирическую, роли которых ей всегда удавались.
И все началось сначала—студия, первые спектакли… Вот что об этом пишет театровед Елена Федоренко в журнале «Русский балет»: «Среди постановок «Херсонесских игр-2001», разных по стилям и жанрам, не затерялся спектакль «Маугли» (постановка Ирины Плескачевой). Пластическая фантазия по «Книге джунглей» Р. Киплинга, вторая редакция спектакля по сути стала первой постановкой «выжившего» коллектива. Работой яркой и запоминающейся… И самый важный итог в том, что Театр «На Большой Морской», переживая нелегкие дни своей жизни, не остался на обочине театрального процесса, заявив о себе как о коллективе серьезного творческого потенциала».
С тех пор было много замечательных премьер и побед на фестивалях. Говорят, со временем театры становятся похожими на своих руководителей. Людмила Евгеньевна руководит театром же почти 20 лет! Стабильность—непременное условие успеха творческого коллектива, которым сегодня мы можем гордиться.
А главное, у нашего ТБМ есть свой характер—задиристый и веселый, упрямый и добрый. У него—особенные обаяние и стиль. Здесь каждый спектакль готовится очень тщательно и серьезно. В нашем маленьком театре работают свои самобытные режиссеры и художники, бутафоры и портные, осветители и звукооператоры, администраторы… Все-все тэбээмовцы—люди общей веры и общей любви к великому искусству театра.
Нам остается лишь поздравить наш Театр для детей и молодежи с 30-летием! Пусть впереди его ждут долгие годы процветания и признание маленьких и больших зрителей.

 

Т. ДОВГАНЬ.

Другие статьи этого номера