«Сказка кружевных узоров»

Андраник МИГРАНЯН:  «Нужно продемонстрировать, что в Севастополе развивается гуманитарная наука»

В библиотеке-филиале № 12 ЦБС для взрослых (пр. Победы, 38) в рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел» прошла выставка «Сказка кружевных узоров».

 

Известно, что по технике исполнения кружево бывает плетёным, шитым, узелковым или вязаным. Кружево еще называют стежком в воздух. На выставке были представлены кружева ручной работы, исполненные в двух техниках: плетенные на коклюшках—севастопольской студии «Кружевница» и выполненные в узелковой технике фриволите (анкарс)—творческой мастерской «Вдохновение».Известно, что по технике исполнения кружево бывает плетёным, шитым, узелковым или вязаным. Кружево еще называют стежком в воздух. На выставке были представлены кружева ручной работы, исполненные в двух техниках: плетенные на коклюшках—севастопольской студии «Кружевница» и выполненные в узелковой технике фриволите (анкарс)—творческой мастерской «Вдохновение».Я примеряю кружева,Они ложатся мне на плечи…Слегка шурша,   в осенний вечерТихонько падает листва.Я примеряю кружева…Как все начиналось? Европейская история у кружев давняя—с XV века. В России кружева из золотых и серебряных нитей стали делать в начале XVII века для царского двора. Позже научились плести кружева из льна, шелка, хлопчатобумажных нитей. О техниках и особенностях плетения кружев, об использовании кружева в одежде и о многом другом вы узнаете из книг, которые есть в библиотеке.Студия «Кружевница» (руководитель—А. Померанская) создана в 2009 году и объединяет пятнадцать мастеров и любителей кружевоплетения на коклюшках. Среди них—профессиональные кружевницы во втором и третьем поколении, которым этот вид рукоделия перешел по наследству. Так, более полувека плетут кружевные узоры Алла Николаевна Осадчая и Лидия Ивановна Столбовская. Есть и ученицы, начинающие постигать секреты этого редкого вида рукоделия. Мастера студии «Кружевница» (А. Померанская, В. Гаврилюк, И. Ерофеева, С. Радзиевская, Т. Красова и др.) плетут уникальные вещи: шарфы и воротники, салфетки и скатерти, накидки, пелерины, украшения и сувениры…Фон в коклюшечном кружеве нежный, воздушный, а линия рисунка в виде снежинки, инея, бабочки, цветка… так называемой «велюшки»—насыщенная. Плетут кружево по рисунку на бумаге—«сколку», где точно просчитаны все переплетения нитей. Сколок накалывают на туго набитый матерчатый валик, места переплетения нитей закрепляют булавками, а каждую нить наматывают на резную деревянную коклюшку. Количество коклюшек (их считают парами) зависит от размера изделия и может варьировать от 3 до 72 пар!В 2015 году работы мастеров студии «Кружевница» участвовали в международном конкурсе «Кружевная чудо-птица» в Вологодском музее кружева. Работа Г. Богдановой получила специальный приз. В 2014-м и 2017 годах студия «Кружевница» представляла Севастополь на Международном фестивале кружева в Вологде.За мелодичный перезвон коклюшек во время работы кружевниц вологодское кружево зовут музыкальным. И мы услышали эту завораживающую музыку коклюшек на мастер-классе, который провела Л. Малая. Все желающие попробовали «сыграть» партию на трех парах коклюшек. Основной вид движения, как учил нас мастер,—перекрутка между собой двух коклюшек в правой и левой руке, далее между двумя парами делают перевивку и разводят коклюшки в разные стороны, затем все это проделывают со следующей парой коклюшек… Ох и непростые «ноты» в коклюшечной песне!..Касаясь робко колдовства,Дыша в немом благоговенье,В мечтах познать        секрет плетенья—Я примеряю кружева… (О. Хазаринова).Творческая мастерская «Вдохновение» в 2009 году объединила трех севастопольских мастеров, работающих в технике фриволите: Т. Гонсиоровскую (руководитель ТМ), А. Довженко, А. Дельянову. Работы мастеров ТМ «Вдохновение» регулярно выставляются в центральной художественной мастерской «Анкарса» в Москве, на выставках Ремесленной палаты в Севастополе.Кружево фриволите применяется для отделки предметов одежды, создания салфеток, воротничков, украшений, покрывал, скатертей… Считается, что техника из восточных колоний попала в Англию, где и получила развитие. А вот в России челночное кружево было практически неизвестно. Нет изображений изделий из фриволите на картинах русских художников. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе до XIX века. В русских книгах по рукоделию начала XX века можно встретить только небольшие разделы по фриволите. Долгое время узелковая техника плетения кружева при помощи специальных челноков считалась чем-то несерьезным, даже переводится «фриволите» с французского как «пустой, легкомысленный». После октябрьских событий 1917 года этот вид рукоделия был признан буржуазным, мещанским и в итоге основательно забыт. Поэтому возрождающуюся сейчас в России технику фриволите можно считать достаточно молодой. В библиотеке на выставке были представлены украшения в технике фриволите (анкарс). Для анкарса характерно использование нетрадиционных для фриволите материалов: тонких, скользящих капроновых и шелковых нитей, хрусталя, бисера и натуральных камней. Узлы основы стилистически имитируют скань, то есть металл. При этом основа может быть любого цвета—зеленой, красной, синей, но она должна ассоциироваться с металлом, а не с нитками. Украшения фриволите плетут в старинной французской технике вязания кружева. Главные качества таких украшений—их легкость, ажур, женственность, и при этом они хорошо держат форму благодаря самой технике.Также ТМ «Вдохновение» представила на выставке новое направление: современный, креативный вид творчества, стремительно завоевывающий популярность по всему миру,—свит-дизайн. Подарочные композиции из конфет составляет мастер Н. Толмачева. Ее работы можно назвать сладким произведением искусства: в каждом оригинальном цветке ручной работы спрятана конфета, которая легко вынимается из гофрированной основы, внешний вид творения при этом не нарушается. Причем цветы в букете кажутся совершенно живыми!

 

Н. ПАНКОВА,заведующая библиотекой-филиалом № 12 ЦБС для взрослых.

Другие статьи этого номера