Евгений Журавкин: Дон-Жуан, Яго, Андерсен…

11 марта 50-летний юбилей отметил актер и режиссер Севастопольского академического драматического театра имени А.В. Луначарского Евгений Журавкин. Он родился в Белоруссии (1968 г.), окончил Минский театрально-художественный институт (1991 г.). С 1999 года работает в Севастопольском театре имени А.В. Луначарского, сыграл множество ролей, но основные—в постановках Владимира Магара: заглавные роли в спектаклях «Маскерадъ, или Заговор масок» (2001 г.) и «Дон-Жуан» (2006 г.), Яго в «Отелло» (2011 г.).

 

Актера издавна привлекали режиссура и драматургия.Евгений Журавкин:  Дон-Жуан, Яго, Андерсен… Еще работая в Минске после окончания института, он написал и поставил две сказки: «Золушка» и «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги». Впоследствии они стали идти на сцене севастопольского театра. Но впервые в Севастополе Е. Журавкин попробовал свои силы в режиссуре на театральной площадке Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» под открытым небом, которую театр стал осваивать заново.
Начал он в 2002 году с «Отравленной туники» Н. Гумилева, где сам исполнял роль арабского поэта Имра. Мизансценически простой, но с великолепной драматургией и удачными актерскими работами, спектакль как нельзя лучше вписался в естественные декорации античного музея-заповедника и шел с успехом много лет. Вместе с десятком единомышленников Журавкин создал так называемый «Античный филиал» театра имени А.В. Луначарского, который начинал свою работу на площадке Херсонеса Таврического после 20 июня и заканчивал ее к 1 сентября.
В 2014 году руководство театра предоставило постановщику практически полную самостоятельность, в первую очередь финансовую, и спектакли стали называться «Античной программой» или «Античным проектом», хотя его участники продолжали считать себя «неформальным филиалом» театра.
Репертуарная политика Журавкина всегда была удачной. На территории музея-заповедника им были созданы следующие постановки: уже упомянутая «Отравленная туника» (2002 г.) по Н. Гумилеву, а также «Эдип-царь» (2002 г.) по Софоклу; «Троянская война окончена!» (2003 г.) по В.П. Коркия; «Ангел стаи» (2004 г.) по Н. Гумилеву; «Ля-гушки!» (2006 г.), «Женщины в народном собрании» (2008 г.), «Облака» (2010 г.) по Аристофану; «Очень, очень романтическая комедия» (2013 г.) по Э. Ростану; «Что позволено Юпитеру…» (2014 г.) по Ж.-Б. Мольеру и Плавту.
Посещение постановок в Херсонесе не только стало одним из самых привлекательных туристических мероприятий для гостей города, но и действительно способствовало росту интереса к театру: часто после знакомства со спектаклями этой площадки зритель открывал для себя основную сцену.
На ней в начале нулевых годов Журавкин по предложению Владимира Магара восстановил свои первые сказки и активно принялся за создание новых. Магар признавал, что в этом Журавкину нет равных. Думается, успех этих сказок не только в том, что актер всегда стремился найти для своих партнеров и самого себя интересные роли (как он всегда говорил), а в том отношении к миру, которое проявлялось в созданных им спектаклях для детей. Они неизменно были добрыми и волшебными, в них не было злых героев (а если кто-то и вел себя неправильно, то исправлялся под влиянием других), и можно сказать о том, что эти сказки неизменно оказывали важное педагогическое воздействие.
Не впадая в назидание, в увлекательной игровой форме режиссер тактично знакомил своего маленького зрителя с нравственными нормами. Его спектакли всегда касались непреходящих ценностей: любви, дружбы, верности, нравственного выбора. Для дошкольников подходили ранние сказки—«Золушка» и «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги», а остальные были рассчитаны на детей более старшего возраста и их родителей. Как правило, сказки отличала крепкая литературная основа, хотя и адаптированная постановщиком, но были и те, сюжет которых рождался в процессе репетиций.
Привлекательная зрелищность, соразмерность, динамичность и музыкальная оснащенность всегда отличали лучшие детские постановки Журавкина: «Золушка» (2005 г.), «Соловей» (2006 г.), «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги» (2007 г.), «Рождество с привидениями, или В темном-темном лесу…» (2008 г.), «Снегурочка» (2009 г.), «Тили-тили-тесто, или На войне как на войне» (2010 г.), «Ох, уж эти принцессы…» (2011 г.), «Белоснежка» (2012 г.), «Русалочка» (2013 г.), «100 поцелуев принцессы» (2014 г.) и другие. Журавкина не случайно называют в театре «Андерсеном»: добросовестное отношение постановщика к делу всегда обеспечивало долговечность и успех его сказок у севастопольского зрителя. Игровое существование и импровизационный стиль вносили полезную разрядку в работу актеров.
В своей актерской ипостаси Евгений Журавкин более всего запомнился севастопольским зрителям в ролях Арбенина, Дон-Жуана и Яго.
Евгению Журавкину подвластна не только высокая Евгений Журавкин:  Дон-Жуан, Яго, Андерсен…драма, но и комедия, недаром он всегда тяготел к комическим ролям «Античного проекта». Его искусное актерское существование в безудержно веселой стихии «Слишком женатого таксиста» снискало его «дяде Стенли» заслуженную любовь севастопольских театралов.
Евгений Иванович создал несколько спектаклей для основной сцены: «Как важно быть серьезным» (2012 г.) по пьесе О. Уайльда, «Queen, или О чем молчат королевы?» (2014 г.) по пьесе «Стакан воды» Э. Скриба, «Седьмой грех» (2015 г.) по пьесе «Королевский брадобрей» А.В. Луначарского. Удачным экспериментом оказалась режиссерская работа Журавкина «Письма первой Крымской» (2014 г.), представленная на малой сцене театра.
Жанр ее—литературно-драматическая композиция, основанная на документальном материале 1854-1855 гг. В основу легли письма участников Крымской войны. Звучащая вдалеке музыка, отголоски стрельбы и голоса актеров свидетельствовали о том общем, что касается всех и во все времена, что заставляет каждого чувствовать себя частью страны и истории. Принадлежность к единой общности была подчеркнута построением спектакля, когда актеры один за другим подхватывали чтение письма, словно сочиняя его вместе.
Постановки Е.И. Журавкина сыграли важную роль в репертуаре театра, заполнив собой две ниши—детских спектаклей и постановок «Античного филиала»—и приучив актеров к существованию в другой системе художественных координат.
Хочется верить, что дальнейшая творческая судьба талантливого юбиляра сложится благополучно и впереди у него будет много актерских и режиссерских побед!

 

Е. СМИРНОВА, театровед.
На снимках: актер Е. Журавкин и его роли (сцены из спектаклей).

Другие статьи этого номера