Спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

Севастопольское ЖКХ перевоспитается на севере

Даже как-то жалко их стало… Ну хоть бы кто слово доброе сказал! Это если совсем уж краткое резюме реакции наших читателей на «Вопрос в лоб». Напомню, что сформулировали мы его следующим образом: «Довольны ли вы работой своей управляющей компании? Приходилось ли сталкиваться с мошенничеством в сфере ее деятельности?»

 

Как вы уже поняли, довольных в ходе нашей «прямой линии» выявить не удалось. Правда, и слова классика о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», тоже пока в севастопольском жилищно-коммунальном контексте подтверждения не находят. Несчастливы мы здесь достаточно типично. Вот, например, что написала на электронную почту редакции Татьяна Петровна Котлярова: «Уважаемая редакция! Ваш вопрос был задан как нельзя кстати. Довольны ли мы работой своей управляющей компании? Для нас, жильцов первого подъезда дома на ул. Николая Музыки, ответ однозначен: категорическое нет! Вспоминается день 3 марта, когда в городе шел дождь, а в подъезде нашего дома с 5-го по первый этаж низвергался настоящий водопад. Вода не успевала стекать в проемы между этажами и стала просачиваться в квартиры жильцов. Наши обращения в управляющую компанию оказались гласом вопиющего в пустыне.
В половине шестого вечера, когда вновь пошел дождь и угроза затопления вновь стала явной, мы обратились в службу 1563. Нас выслушали и посоветовали обратиться в… управляющую компанию, телефоны которой не отвечали. В результате у нас вечером закоротило освещение в подъезде, грязная вода испачкала стены и стояла на лестничных площадках чуть ли не по щиколотку. На это особенно горько было смотреть еще и потому, что совсем недавно мы своими силами отремонтировали подъезд: покрасили, побелили, дверь входную поставили с домофоном…
За что с нас берут деньги за ремонт и обслуживание жилого помещения?! Ведь кроме вывоза мусора раз в неделю мы никаких других услуг не получаем! Например, вот уже несколько лет обращаемся с просьбой навести порядок на нашей дырявой крыше, чтобы хотя бы наши потомки могли дождаться пресловутого капитального ремонта аж в 2035 году. А пока мы все делаем сами и на помощь нашей управляющей компании не надеемся. Очень хотелось бы, чтобы все было наоборот… Но пока—увы! Только «неуд» за обслуживание».
К сожалению, Татьяна Петровна не указала номер дома. Но это, наверное, в данном конкретном случае не так уж и принципиально: кому положено, с точным адресом легко разберется. Так даже символичнее… Вот вы свой дом и свою управляющую компанию узнали? И вы! И вы! И вы тоже! Увы, увы, увы…
«К тому, что управляющая компания есть, но ее как бы и нет, мы уже, если честно, привыкли,—сообщила по телефону собеседница, представившаяся Татьяной (пр. Генерала Острякова).—Труднее свыкнуться с мыслью, что за ничегонеделание там, тем не менее, хотят получать и ведь получают немалые деньги! Я много лет проработала экономистом. Привыкла не только считать, но и сопоставлять. В период 2016-го и 2017 годов цены на коммунальные услуги каждые полгода увеличивались на 21,41 процента (с 7 рублей в декабре 2015 года до 15,21 рубля в декабре 2017-го). Стоимость холодной воды выросла на 95,72 процента, отопления—на 60 процентов, электроэнергии—на 110 процентов, газа—на 13,4 процента…
Как говорится, при всем при этом отопить один кв. метр жилья у нас стоит 44,92 рубля, а в другом городе федерального значения, в Москве,—33,37 рубля. Но ситуация, может, и не выглядела бы столь грустной, знай мы, за что платим. Раньше в платежках давали расшифровку перечня (и, соответственно, стоимости услуг), а сейчас за безликой формулировкой «Содержание жилого помещения» можно спрятать что угодно. Думаю, там тупо прячут все время растущие накладные расходы. Что же еще, если практически ничего не делается (в нашем дворе кое-как убирают придомовую территорию—и все)! Вот и судите сами: мошенничество это или нет».
Не без того, считает и Владимир Павлович Кутько (ул. Хрусталева, 7). Новейшая жилищно-коммунальная история этого дома действительно как-то не очень настраивает на лирический лад. Проблематику, которую мы обозначили своим «Вопросом в лоб», Владимир Павлович изучает с 2015 года. Аккурат с того самого момента, когда получил первую платежку из управляющей компании «Центр». «Прихожу туда,—вспоминает собеседник,—интересуюсь основанием выставления платежа. Там отвечают: «Вы нас выбрали». Прошу показать протокол собрания, о котором я, человек отнюдь не пассивный, как говорится, ни слухом ни духом. Не показали.
Обращаюсь в главное управление государственного жилищного надзора Севастополя. Протокол нашелся. Но без номера и без списка присутствующих на общем собрании жильцов. В протоколе фигурировали всего три человека (а дом у нас немаленький). Они все оказались в итоге и в совете дома, и председатель—один из них. Обнаружились и явные несостыковки (типа несоответствия образцов подписей в протоколе с образцами подписей в паспортах «подписантов»). В общем, прошел со своими сомнениями все возможные инстанции на местном уровне. Резюме: «Нарушений не выявлено».
В итоге Владимир Павлович обратился в Генеральную прокуратуру (это уже 2017 год!). Письмо, конечно же, отправили нашему городскому прокурору, но на этот раз дело с мертвой точки, не поверите, чудесным образом сдвинулось. В своем ответе на имя В.П. Кутько заместитель губернатора—председатель правительства Севастополя В.Базаров сообщил, что по результатам последней проверки (очередная проверка «Госжилнадзора») таки выяснилось, что, «как следует из представленных управляющей организацией листов регистрации участников общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования… кворум отсутствует (нарушена часть 3 ст. 45 Жилищного кодекса РФ)»… Таким образом, заключение договора до получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015 года и распространение срока действия договора управления на отношения, возникшие с 1.03.2015 года, неправомерны».
Что делать дальше, замгубернатора Владимиру Павловичу тоже разъясняет: «В случае причинения вам материального и (или) морального ущерба действиями (бездействием) ГУПС «УК «Центр» вы в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и статьями 11, 12 и 15 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд для защиты прав и законных интересов».
В.П. Кутько так и сделал. Хотя… С управляющими компаниями сейчас судится в Севастополе не он один.
«У меня на этом поприще накоплен определенный опыт,—сообщил при личной явке в редакцию председатель совета дома № 1, что на пр. Генерала Острякова, Валентин Васильевич Журба.—С ГУПС «УК «Центр» по поводу неполного оказания услуг мы судились. И верное по всем обстоятельствам дело, тем не менее, проиграли вчистую. В частности, мотивируя нашу позицию, мы представили суду письма за подписью тогдашнего директора ГУПСа Ю.И. Терницкого, в которых он сообщает, что «в связи с отсутствием штатной единицы дворника за услугу по уборке придомовой территории вам производится снятие за август (2015 г.) 30 процентов, сентябрь—80 проц., октябрь—30 проц. (с указанием номеров соответствующих приказов). Но в извещениях за указанные месяцы даже намек на эти снятия отсутствовал. Почему и обратились в суд. И… проиграли. У меня достаточно актуальной информации по этой тематике. И вынужден констатировать, что на сегодня суды в Севастополе, как правило, принимают сторону ГУПСов».
К сожалению, это не только местная специфика (хотя ее и вполне можно объяснить переходным периодом в жилищно-коммунальном хозяйстве города). Похожая ситуация и в целом по стране. Самые принципиальные бойцы с жилищно-коммунальным беспределом даже дошли до Верховного суда Российской Федерации. Проанализировав аж шесть дел, судебная коллегия Верховного суда указала, что при взыскании с собственников жилья задолженности за услуги ЖКХ суды должны выяснить, какой способ управления многоквартирным домом выбран собственниками жилья, выбрана ли данная управляющая компания жильцами и имеет ли она право самостоятельно определять тарифы при расчете платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Суд также должен установить, проводилось ли в спорный период собрание собственников помещений, на котором устанавливался размер платы за содержание и ремонт, а также какие тарифы применялись управляющей компанией при расчете платы за содержание и ремонт помещений, кем они утверждались и каковы основания их применения. Кроме того, Верховный суд подчеркнул: тарифы на услуги ЖКХ должны быть понятны рядовым гражданам и начисляться законным образом.
«Однако суд эти обстоятельства при разрешении дела в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливал, не определял их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили правовой оценки суда. Поэтому взыскание судом с ответчика задолженности по плате за техническое обслуживание и коммунальные платежи относительно его квартиры… без установления указанных выше юридически значимых обстоятельств является неправомерным»,—постановил суд в своем решении № 5-КГ14-163 от 3 марта 2015 года. Это одно из шести дел, принятых судебной коллегией ВС РФ за основу своего вердикта, которым он отменил решения судов местной инстанции.
Случилось это, кстати сказать, ровно три года назад. И… как видите, немногое в итоге изменилось. Как следствие—терпение кончилось у президента страны В.В. Путина. Помните его итоговую за 2017 год конференцию с, кажется, несчастливым для коммунальщиков номером 13. Президент признал, что «ситуация в сфере ЖКХ не развивается позитивно», и выступил с предложением «отрезать управляющие компании в сфере ЖКХ от денежного потока».
Дальше—больше. О необходимости принимать меры при выявлении мошеннических схем в сфере ЖКХ глава государства заявил на недавнем заседании коллегии Генпрокуратуры. Президент России отметил, что ценообразование на услуги жилищно-коммунального хозяйства иногда требует серьезных разбирательств. Глава государства отметил, что некоторые недобросовестные руководители используют откровенно мошеннические схемы. Как заявил Владимир Путин, необходимо принимать меры в кратчайшие сроки, если подобные нарушения удается выявить.
«Мы бы не возражали, чтобы с Севастополя и началось»,—высказали свои пожелания очень многие наши читатели в ходе состоявшейся «прямой линии». Что ж, вполне по-нашему. Когда речь идет о благе страны, севастопольцы всегда—на переднем крае.

 

Александр СКРИПНИЧЕНКО.

 

В строку: как сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, законопроект о прямых договорах между потребителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями уже принят Госдумой в первом чтении. «Мы надеемся на скорейшее его рассмотрение во втором и третьем чтениях»,—подчеркнул он. Переход на прямые расчеты, по мнению министра, произойдет уже этой весной.

 

* * *

Ну и очередной «Вопрос в лоб»: «Каких перемен в жизни вы ожидаете после выборов?»

Ответы ждем в пятницу, 16 марта, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 19 марта.

Александр Скрипниченко

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера