Севастополь в изобразительном искусстве

Севастополь  в изобразительном искусстве

…Я хожу-брожу по улице Нахимова.
Вдоль Большой Морской красавицы иду,
Никогда тебя, мой город, не покину я,
Где ещё такой же город я найду?
(А. Красовский).

 

У каждого города—свое лицо, своя, порой трудная, но счастливая биография. Понять и полюбить Севастополь во многом помогает «изобразительная летопись», созданная художниками разных поколений и разных стилистических устремлений, ведь с момента основания и до сегодняшнего дня особенная красота светлого, солнечного и романтического города у моря, его сложная, героическая судьба привлекали и продолжают привлекать взоры живописцев и поэтов.
Выставка «Севастополь в изобразительном искусстве» из фондов музея убеждает зрителя, что образ нашего города многогранен и постоянно развивается. Он складывался постепенно, на протяжении многих десятилетий. Древние крепости Балаклавы и Инкермана, их христианские святыни, руины античного и средневекового Херсонеса, мыс Феолент, Сапун-гора, Корабельная сторона и Малахов курган, Северная сторона и Южная бухта, заповедные места—Аполлоновка, Учкуевка, Бартеневка, Золотая балка—несут в себе непреходящее очарование и до сих пор хранят память о прошедшем. А современный лик города уже во многом определяют новые районы и сравнительно недавно появившиеся достопримечательности.

 

Севастополь  в изобразительном искусстве

 

В экспозиции представлено более 50 живописных и графических произведений. К сожалению, зал не вмещает все посвященные городу произведения, хранящиеся в музее. Поэтому при создании выставки пришлось остановиться на работах, отражающих ранние периоды жизни Севастополя, а также на современных произведениях, созданных художниками, которые уже ушли из жизни, но успели открыть нам «свой» Севастополь. Среди них—полотна, широко известные любителям искусства, так как экспонировались на тематических и персональных выставках, воспроизводились в известных изданиях, однако многие, собранные вместе, демонстрируются впервые.
Различны источники поступления этих произведений в фонды музея. Часть из них еще до Великой Отечественной войны была подарена севастопольцам к юбилейным датам творческими организациями, столичными галереями, известными авторами с персональных выставок. В годы войны они разделили трагическую судьбу большинства экспонатов и, благодаря мужеству М.П. Крошицкого, директора музея, были вывезены из осажденного Севастополя в Сибирь, а затем, через несколько лет после Победы, возвратились в родной город. Однако большинство живописных и графических работ приобретались в художественных мастерских или были подарены художниками и их семьями уже в послевоенное время. Несмотря на определенные хронологические пробелы, невозможность в полной мере проследить сложный, порой драматичный «жизненный путь» города, эти картины углубляют, уточняют и дополняют исторические, научные знания о нем.
Экспозицию открывают две маленькие живописные работы, созданные в 80-е годы XIX века. «Крым. Мыс Фиолент» написана очень модным в то время пейзажистом-маринистом Р.Г. Судковским, часто работавшим в Севастополе и особенно в Херсонесе. «Севастополь. Бухта» принадлежит кисти пока неизвестного автора, но могла бы стать своеобразной визитной карточкой города, так как в ней удивительно и немного наивно «переплавлена» видовая точность с вымыслом, с историей и «памятью об античности».

 

Севастополь  в изобразительном искусстве

 

На рубеже ХIХ-ХХ веков Севастополь не был просто «провинциальным гарнизонным городком». В нем кипела творческая жизнь: устраивались театральные спектакли, концерты; сюда приезжали столичные актеры, поэты, художники, которые расписывали храмы, работали на пленэре и устраивали вернисажи. В создании «художественной атмосферы» в Севастополе значительную роль сыграли талантливые живописцы М.Н. Протопопов, М.П. Крошечкин-Крошицкий… и чуть позже, уже в 20-30-е годы,—Э.А. Штейнберг. Он, ученик В.А. Серова и К.А. Коровина, вел в городе большую общественную работу, преподавал изобразительное искусство красноармейцам, школьникам… и много творил. Севастопольские произведения этих мастеров заинтересуют любителей искусства и краеведов.
Очень точное ощущение своего времени хранят в себе небольшие пейзажи художников, ставших впоследствии классиками советского искусства: А.А. Дейнеки, Г.Г. Нисского, Ф.С. Богородского. Их полотна, несмотря на камерность, позволяют «окунуться» в довоенную эпоху, насладиться простором, красотой моря и бегущих к нему с городских холмов зеленых улочек, уютными бухтами, причудливой береговой линией—тактично сохраненным ландшафтом приморского города, не изуродованным еще современной архитектурой.
Важнейшими в севастопольской летописи останутся страницы, повествующие о героизме и мужестве советских солдат и жителей города, проявленных в трагические дни во время Великой Отечественной войны. Московские живописцы К.Г. Дорохов (корреспондент газеты «Красный черноморец», участник обороны и освобождения Севастополя) и Н.С. Сергеев (по заданию студии военных художников им. М.Б. Грекова работавший в только что освобожденном городе) создали эмоциональные и вместе с тем точные документальные этюды. В них показаны остовы разрушенных домов и кораблей, жутко торчащие из воды, правдиво рассказано не только об «умирании» севастопольской жизни, но и о мощном, яростном сопротивлении советских воинов врагу.

 

Севастополь  в изобразительном искусстве

 

Казалось, что город был стерт с лица земли навсегда, но уже в 50-е годы его естественная «молодость» вернулась к севастопольскому пейзажу. И художники, бывшие фронтовики М.Ф. Чухланцев, П.П. Мирошниченко, З.И. Филиппов, М.В. Кобыленков, Н.С. Шеметов, присутствовавшие при чуде—возрождении Севастополя из руин,—готовы были забыть все невзгоды, весь трагизм происходившего и приглашали зрителей полюбоваться в своих лирических пейзажах бережно восстановленным торжественно-чистым, светлым, солнечным городом. А в начале 70-х многие из них после долгих раздумий, осмыслив прошлое, используя новые изобразительные средства, вновь обратились к теме войны.
Почти каждую работу тех лет можно назвать «маленькой новеллой» о Севастополе—то немного грустной и романтичной, то веселой и задорной, но всегда очень точно передающей атмосферу 60-70-х годов. Чухланцев, Филиппов, Шеметов не любили писать «парадные портреты» города, приукрашенные, растиражированные «визитные карточки». Они находили малознакомые уютные уголки, «симпатичные» мотивы. В их работах можно увидеть водную станцию и Аполлоновку, Северную сторону и Балаклаву, улицу Ленина и Павловский мысок, еще не забетонированную «Хрусталку», летние кафе с зонтиками, весело бегающие по бухтам трудяги-буксиры и величавые военные корабли… Очень точно прорисованные, хорошо узнаваемые известные архитектурные памятники всегда гармонично соединены с окружающей средой.
Представленные работы в большинстве своем уже пятидесятилетней давности—к сожалению, многое из того, о чем поведали художники, не сохранилось. Однако все они, написанные с натуры, несмотря на кажущуюся безыскусность, очень узнаваемы и «очень севастопольские»..
В последующие десятилетия в городе основной тон задавали уже живописцы нового поколения. Среди них—Г.А. Арефьев, М.А. Афанасьев, А.И. Сухоруких, Г.Я. Брусенцов, Н.В. Василенко, А.М. Москаленко, А.Ф. Шорохов, В.К. Коваленко… Каждый из них по-своему рассказывал о Севастополе. Одни—романтики—видели в нем гриновский город-мечту, другие—парадно-официальный город славы. Живописцы размышляли о прошлом Севастополя и о его современности. Несмотря на то, что произведения были созданы в XX (уже прошлом!) веке, они и сегодня не устарели.
Хочется надеяться, что многих художников XXI века Севастополь не оставит равнодушными и они напишут полотна, которые обогатят новыми красками образ города, ведь каждый из них увидит и подарит зрителю новый лик Севастополя. А лучшие картины, как и сейчас, будут бережно храниться в Художественном музее, который вот уже 60 лет «прописан» по адресу: проспект Нахимова, 9, куда и вернется через два года вся музейная коллекция после ремонта.

 

Л. СМИРНОВА, искусствовед.

На снимках: 

З.И. Филиппов. «Севастополь. Площадь Ушакова», 1961 г.

А.М. Москаленко. «Мой город», 1974 г.

М.В. Кобыленков. «Херсонес. Белый домик», 1973 г.

Н.В. Василенко. «Севастополь. Прибой на Приморском бульваре», начало 60-х г.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера