Доля женщин, которые считают это качество важным в представителях противоположного пола, снизилась на 20%, пишут «Известия».
Большинство российских женщин считают, что настоящий мужчина должен быть умным и хорошо зарабатывать. Мужчины же ценят в представительницах противоположного пола прежде всего хозяйственность. Таковы результаты всероссийского опроса «Левада-центра». Социологи отмечают, что с 1993-го по 2018 год гендерные портреты практически не изменились. Однако за это время в обществе значительно снизилась ценность порядочности.
Главное качество мужчины—ум
Так считает 51% женщин, которые приняли участие в социологическом исследовании (можно было выбрать несколько вариантов ответа). На втором и третьем местах по популярности—умение зарабатывать (42%) и порядочность (37%). А сексапильность мужчины для россиянок практически не важна (1%), как, впрочем, и внешность избранника (5%).
У сильного пола другие приоритеты
Самое главное для них в женщине—хозяйственность (46%), заботливость (32%) и хорошая внешность (31%). Только четверть респондентов ценят в представительницах противоположного пола ум. А умение зарабатывать и вовсе оказалось на последнем месте, лишь 4% опрошенных считают это важным качеством женщины.
Опрос проводился с 7 по 12 марта 2018 года в 52 субъектах. В нем приняли участие 1,6 тыс. жителей городов и сел. Результаты опроса демонстрируют, что существенных изменений в гендерных портретах россиян не наблюдается, рассказала «Известиям» социолог «Левада-центра» Карина Пипия. Но несколько снизилась популярность морально-нравственных качеств.
Порядочность, как и в 1993 г., сейчас находится на третьем месте среди самых ценных мужских качеств. Но 25 лет назад ее считали важным качеством 57% респонденток, а сейчас—только 37%. Та же тенденция наблюдается и относительно женской порядочности. Доля мужчин, отметивших ее как самое ценное качество, снизилась с 37 до 25%.
Карина Пипия отметила, что это соотносится с общим снижением обеспокоенности проблемой морали в обществе. Если, например, в 1997 г. четверть взрослых отмечали, что их тревожит кризис морали и нравственности, сейчас доля таких респондентов составляет порядка 15-16%. При этом с возрастом, независимо от гендерной принадлежности, порядочность ценится несколько больше. Причем как в мужчинах, так и в женщинах.
Снижение ценности такого качества, как порядочность, объясняется тем, что это понятие становится все более размытым, считает демограф Игорь Белобородов. Он пояснил, что в современной семье, где отец и мать работают, ребенку уделяется около 20 минут в день. При этом бабушки и дедушки живут отдельно, чаще всего—еще и в другом населенном пункте. В итоге на формирование моральных ценностей подрастающего поколения влияет не семья, а телевидение и Интернет. «Все больше людей не понимают ценности норм морали. В этот процесс вносит вклад возрастающий инфантилизм, характерный для современных молодых мужчин и женщин»,—говорит И. Белобородов.
Порядочность имеет практическую ценность, и если люди будут ей следовать, то только выиграют, считает доктор психологических наук Марк Сандомирский. Он пояснил, что порядочность означает ответственность за свое поведение, соблюдение правил, в том числе безопасности. Ситуативная порядочность предполагает, что даже в случаях, когда жизнь оказалась под угрозой, человек не уронит достоинства и постарается оказать помощь окружающим.