Рахманинов— известный и неизвестный

Рахманинов— известный  и неизвестный

В библиотеке-филиале № 1 ГБУК ЦБС для взрослых прошёл музыкальный вечер «Рахманинов—известный и неизвестный», посвящённый 145-летию со дня рождения композитора.

 

Сергей Васильевич Рахманинов—великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность ещё будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую «Прелюдию», Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своём творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую,—создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.
Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Отец тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.
В 1882 году Рахманиновы переселились в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством был связан переход Рахманинова в Московскую консерваторию. Здесь его обучали музыкальной теории и композиторской технике. Рахманинов окончил Петербургскую консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Цыгане». В этом же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра. С нею автор выступил вскоре и как дирижёр в Киевском оперном театре.
После окончания консерватории молодой Рахманинов начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал игру на фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он не любил всегда. Ещё в 1891 году Рахманинов написал Сюиту ре- минор. Но, по его мнению, она не могла быть исполнена в задуманном виде из-за того, что в консерваторском оркестре не хватает инструментов. Поэтому Рахманинов решил сам исполнять её фортепианную версию. Он отдал ноты Чайковскому. С тех пор следы партитуры теряются более чем на век. И обнаруживаются лишь в наше время. Нотная рукопись «нашлась» в архиве Музея имени Глинки. Внук композитора доверил право первого исполнения сюиты Денису Мацуеву. Это произведение прозвучало в исполнении Евгения Чупрынина.
…С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы его игра отличалась яркостью, силой, богатством звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряжённостью. Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия «Утёс», написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.
Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова—сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осуждённого на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психологической травмой для Рахманинова. Три последующих года были временем почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряжённой внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъём в начале нового столетия.
В 1901 году наконец-то Рахманинов пишет новое большое произведение—Второй фортепианный концерт. И оно до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Особое место в творчестве Рахманинова занимают романсы. К числу наиболее популярных относятся «Сирень», «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Ночь печальна», «Отрывок из Мюссе», «Я опять одинок». Только через десять лет после тяжёлого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию. На этот раз как московская, так и петербургская пресса единодушно признала высокие художественные достоинства нового произведения.
Лето 1906 года Рахманинов вместе с супругой и дочерью провёл в Италии. Сначала они отправились во Флоренцию, а затем сняли дачу у моря в городе Марина-де-Пиза. Именно здесь родилось небольшое, но очаровательное и весьма популярное произведение композитора. Запись была произведена для фортепиано в четыре руки и имела название «Итальянская полька». Это произведение исполнил Евгений Чупрынин. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта. В том же году он впервые успешно гастролирует в США. С 1909-го по 1912 год он занимает должность инспектора русской музыки при главной дирекции Русского музыкального общества. В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке.
Когда произошла Октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой, Натальей Александровной, и детьми покидает Россию. Вначале едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. Наступает новый перерыв в его творчестве, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвёртый фортепианный концерт, начатый ещё накануне Первой мировой войны.
Рахманинов мучительно тосковал по Родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув Отчизну. Он жадно интересовался всем, что происходило в Советском Союзе, и его интерес к своей обновлённой Родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Особенно любил слушать песни в исполнении замечательного Краснознамённого ансамбля. Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 30-е годы такие прекрасные сочинения, как «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини», и особенно Третья симфония. Лето 1934 года принесло композитору долгожданную творческую удачу. Всего за семь недель Рахманинов создал одно из наиболее блестящих своих произведений—«Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.
С 1935 года композитор живет в США. В 1936 году завершена работа над Третьей симфонией. В ней обобщаются лучшие рахманиновские свойства. Это, без всякого сомнения, крупное явление в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворённая лирикой и гимнами восторга и любви, обращена к великой Родине композитора—России. Ещё одна вершина того периода—«Симфонические танцы» (1940 г.).
Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывался изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имён её владельцев—Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме Сергей Васильевич полностью реализовал своё давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени—пылесос.
Был композитор и обладателем патента на изобретение: он создал специальную муфту с присоединённой к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в его гараже всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно…
Всю жизнь композитор оставался патриотом своей Родины, окружал себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться на Родину отказывался, так как не признавал советской власти. Тем не менее, когда фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со своих концертов он стал отправлять в фонд Красной Армии и призывал последовать его поступку многих знакомых.
Последний концертный сезон Рахманинова 1942-1943 годов начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Рахманинов был серьёзно болен. У него была онкология. Но сам он этого не знал. После тяжёлой болезни Сергей Васильевич скончался в кругу своих близких в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года. Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня…

 

И. КУЗНЕЦОВА, заведующая библиотекой-филиалом № 1 ЦБС для взрослых.
На снимке: С.В. Рахманинов.

Другие статьи этого номера