Почему театр?

Почему театр?

В средней общеобразовательной школе № 3 им. Александра Невского прошел театральный фестиваль: было сыграно четыре спектакля на английском языке, по одному—на французском и на русском. «Польза необыкновенная!»—сочли педагоги школы и поделились пониманием важности этой работы с коллегами из других образовательных учреждений на тематическом семинаре. Планы на будущее—самые амбициозные: вывести театральный фестиваль на иностранных языках на общегородской уровень.

 

Напрашивается вполне резонный вопрос: почему театр? Разве и без того у современного школьника мало уроков, домашних заданий, внеклассных мероприятий? Не секрет, что сама сцена у большинства из нас вызывает священный трепет. От страха публичного выступления свой родной язык позабудешь, а тут… Однако, как выяснилось, игра того стоит.
—Изучение иностранного языка через участие в спектаклях приносит колоссальный эффект,—утверждает учитель английского и немецкого языков Дмитрий Артурович Кириченко. Педагог вспоминает, как восемь лет назад пришел работать в школу и его поставили перед фактом: необходимо каждые полгода проводить утренники на иностранном языке—таковы традиции.
—Поначалу я даже не представлял, что делать,—вспоминает учитель.—Подыскивал песни, стихотворения. Наконец, к Новому году что-то получилось. Мы выступили, и всем понравилось! Начали ставить премьеру каждый год. Первыми были сказки, потом начались более серьезные постановки. И вот спустя какое-то время уже «Марлен Дитрих» идет на немецком языке на школьной сцене… А, например, наш любимый спектакль по мотивам сказок «Лебединое озеро» вобрал в себя также фрагменты классики, чеховской «Чайки». Почему бы и нет? Этот спектакль давали на английском.
Доказано, что эмоциональная вовлеченность в обучающий процесс приносит хорошие результаты. Овладение языковым навыком через игру подтверждает это. Ребенок, попадая в атмосферу живых эмоций, обретает способность выразить свое состояние на ином языке с большей легкостью.
По словам Д.А. Кириченко, театральные репетиции—это награда. Ребята знают, что занятия возможны, когда вся основная работа сделана. В этом году воспитанники педагога представили на зрительский суд спектакль «Хор» Николая Коляды на русском языке. (Под названием «Баба Шанель» пьеса идет в театре им. Б. Лавренева). Играют девочки 9-10-х классов.
—Признаться, театром я давно увлечен. Профессионально занимаюсь театральной критикой, служу в академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского. Знаю по личному опыту, что театральное искусство оставляет неизгладимый след в душе, обогащает жизнь яркими красками, дарит ощущение радости, счастья,—говорит Дмитрий Артурович.
Карина Осипьянц, ученица 10-Б класса, не пропускает ни одной премьеры в театрах города. Пишет рецензии, отзывы на увиденное. Увлечение театром началось на подмостках школьной импровизированной сцены. «Поначалу я испытывала дикое смущение,—рассказала Карина.—Но позже смогла преодолеть себя. Например, в постановке «Марлен Дитрих» мне было важно научиться понимать, выражать нужные эмоции, прочувствовать смысл фразы, войти в определенное состояние. Только театр позволяет получить такой опыт.
И все-таки почему театр? Ответ на вопрос дает заместитель директора школы по учебной части Людмила Васильевна Крыловецкая:
—Наш театральный фестиваль носит название «Мы играем сказку». На самом деле репертуар значительно шире. У нас уже имеется некий опыт в школьных театральных постановках. В этом году мы решили объединить усилия и пригласили учителей города, чтобы поделиться пониманием огромной важности такой работы. Польза необыкновенная! Во-первых, мы это делаем для того, чтобы наши дети, выходя из стен школы, были раскованными. Не развязными, а именно раскованными! Чтобы они всегда могли преодолеть страх публичного выступления. По статистике, 86 процентов школьников страдают этим. Очень важно, чтобы ребята могли творчески относиться к делу, умели сотрудничать друг с другом. Эти качества весьма востребованы в современном мире и будут находиться в первой пятерке необходимых качеств в нашей жизни—таковы исследования ученых. Мы надеемся, что, в свою очередь, способствуем развитию этих качеств.
«Мы хотим, чтобы у наших детей горели глаза и выросли крылья»—так ответила на вопрос «Почему театр?» директор СОШ № 3 А.М. Евгущенко. С большой теплотой Анжелла Михайловна вспоминает выпускной класс 2013 года (она была классным руководителем) и конкретно—спектакль «Ромео и Джульетта». Постановка имела огромный успех. Зрители, а это учащиеся школы, педагоги и родительская общественность, оказывается, даже не подозревали, какая огромная творческая сила скрывается в юных актерах, насколько глубоко, тонко понимают они произведение У. Шекспира. Сегодня «те самые ребята»—взрослые, образованные, успешные люди.
—Элитное дело—ставить спектакль. Не каждый учитель сможет. Некоторые смотрят, немножко пробуют, но выйти на сцену так и не решаются,—признается директор школы.—Это адский труд. Надо уметь организовать детей, наладить с ними партнерство, написать сценарий, научить входить в роль, подобрать костюмы, создать, если это необходимо, историческое погружение в эпоху.
—Это некая параллельность процессов: образование и творчество; иностранный язык и драматургия. Весьма полезно знакомство с шедеврами мировой литературы через такую игру, очень важно научить ребят вести диалог на иностранном языке. Уверена: лексика, усвоенная благодаря искусству, останется с человеком на долгие годы.
Пока еще рано утверждать, получит ли практическую поддержку инициатива педагогического коллектива СОШ № 3 им. Александра Невского. Но пригласительный билет на новый театральный сезон уже выписан…

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимке: участники театрального фестиваля, ученики СОШ № 3.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера