Взойдет ли солнце царей?

Взойдет ли солнце царей?

Изображение полуженщины-полуптицы Сирены (в древнерусском фольклоре—райская птица Сирин) выбрано эмблемой СМР—Союза музеев России. Со всех концов нашей необъятной страны на ее могучих крыльях достигли Севастополя полномочные представители и гости (всего около 150 человек), собравшись на очередное заседание президиума этой влиятельной общественной организации. Его вел М.Б. Пиотровский—генеральный директор государственного Эрмитажа, академик Российских академии наук и академии художеств, президент Союза музеев России.

 

Мифологические сирены были не только надежны сильными крыльями, они еще чарующе пели. На сей раз волшебство вокала было оставлено на потом. Заседанию президиума СМР предшествовала дискуссия за условным «круглым столом» на актуальнейшую для «аргонавтов» дня сегодняшнего тему: «Консервация и музеефикация исторических памятников». Естественно, на примерах музеев нашего полуострова.
Дорогих гостей Севастополя и Республики Крым пригласили в обновленное, открытое в минувшем году помещение, в котором со вкусом развернута античная экспозиция. На кого-то из приезжих нанесенный красками на твердую основу античный юноша и Аполлон из обожженной глины впервые взглянули из головокружительных глубин тысячелетий не с глянца буклета, а напрямую: глаза в глаза. Подлинное волшебство! В по-домашнему уютном, но в то же время торжественном зале мягкий свет, кажется, изливали не современные люстры, а коллекция их античных масляных предшественниц. Перед гостями предстали, казалось, ещё не остывшие после обжига амфоры, не поддавшийся времени старинный мрамор, расписные керамические блюда.
С богатейшей коллекцией артефактов желающие (а их было немало) начали знакомиться на недавно оформленной площадке, примыкающей к зданию с античной экспозицией с одной стороны и к античному театру—с другой. На ней расположилась постоянная выставка под открытым небом «История Херсонеса в зеркале архитектуры». Ее экспонаты создают зримое представление о храмах, дворцах, статуях поры расцвета Херсонеса.
Недавно открыл свежайший номер «толстушки»Взойдет ли солнце царей?—недельный выпуск «Российской газеты». В нем помещено очередное сообщение об археологических находках в зоне строительства Крымского моста и подходов к нему. На сей раз это высокохудожественное блюдо IV века до новой эры. У Тамани, Керчи экскаваторы, скреперы, бульдозеры и другая техника натыкались на руины античных городов. Под водой Керченского пролива обнаружены россыпи амфор—следы кораблекрушений. Где-то в Европе любители старины стонут от зависти.
Подобными примерами нас, севастопольцев, не удивишь. Когда мы станем богаче, вернее сказать, когда мы научимся видеть собственную выгоду, то обязательно вернемся к некогда частично раскопанному в районе Кадыковского рынка (Балаклава) комплексу памятников—немых свидетелей дислокации здесь во II-III веках новой эры подразделений римского клавдиевого легиона. Храм Юпитера Долихена—их жемчужина. Как только его потревожили опять же строители (у нас иначе случается крайне редко), тут как тут оказался польский профессор Тадеуш Сарновски. Несравненный знаток римских военных поселений сказал, что в Европе, в Малой Азии он изучал лишь фрагменты объектов своих научных интересов, у нас же храм Юпитера Долихена под слоем земли сохранился в комплексе—со статуями, престолами, жертвенными столами…
В соавторстве с севастопольским ученым О.Я. Савелей (ныне, к сожалению, уже покойным) Тадеуш Сарновски написал об уникальной балаклавской находке потрясающую монографию. Олег Яковлевич и его польский коллега рассказывали о своем сенсационном успехе на научных конференциях дома и за рубежом.
А дальше что? Археологические находки увезены на склады. Каменную кладку снова присыпали слоем земли. Когда мы не только захотим, но и научимся добывать исторические богатства, мы вновь откроем и храм, и примыкающие к нему казармы, и жилые кварталы римских легионеров. Получится замечательный, востребованный склонной к путешествиям публикой археологический парк. Он составит славу тому, кто его создаст.
О несметных богатствах Херсонеса Таврического убедительно говорит неисчислимое количество фактов. Одних древних предметов, которые в течение последних 7-8 лет прошли в музее-заповеднике через руки реставраторов, насчитывается около трех тысяч. А сколько их ещё ждёт внимания мастеров, если директор заповедника «Херсонес Таврический» С.Е. Мельникова, выступая за «круглым столом», заявила об острой необходимости на полуострове многопрофильного межмузейного реставрационного центра?!
В наши дни сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя активно взялись за благоустройство своих объектов, в том числе и за, казалось бы, хорошо изученный Малахов курган. И косяком пошли археологические находки—674 предмета найдено в течение двух месяцев. «Обнаружен арсенал ядер,—рассказал директор музея Н.И. Мусиенко,—неожиданным явилось открытие кубрика команды легендарной артиллерийской батареи Алексея Матюхина». Восхищаешься тем фактом, что на одних и тех же исторических местах за город сражались воины разных эпох…

Полуостров Крым—это 0,15 процента территории нашего государства. Но на этом клочке суши зарегистрировано в пределах 12 тысяч памятников истории и культуры. В реестр «Херсонеса Таврического» внесено 106 только памятников археологии. Проблемам их сохранения, музеефикации посвятили свое выступление многие участники дискуссии за «круглым столом», в том числе Л.В. Седикова—заместитель директора «Херсонеса Таврического» и Н.Л. Демиденко—главный хранитель фондов музея-заповедника.
Речь, в частности, шла о том, что при ныне действующих нормативных документах, бывает, на годы затягивается продвижение артефактов от археологов-исследователей в фонды музеев. Существует порядок, при котором специалисты опаздывают с консервацией памятников. Между тем кладка камней без надежных связующих материалов ждать не может. Единственным спасением мемориальных объектов остается, как это и произошло с фундаментом и остатками стен храма Юпитера Долихена, засыпка землей. Спите себе спокойно дальше. Где-то даже, говорят, музеи отказываются принимать раритеты: негде хранить.
Заместитель директора Эрмитажа С.Б. Адаксина тоже приехала на заседание президиума СМР. В прошлом году она провела 16-й полевой сезон на раскопках в Балаклаве, на горе, увенчанной короной из башен и стен генуэзской крепости. Минувшим летом Светлана Борисовна и ее люди завершили исследования у Портовой башни. Работали также чуть выше по крутому склону, у руин жилых и хозяйственных построек. Получен богатый материал для научных исследований. Прежде всего это арсенал турецких ядер, стрел, панцирных пластин… Три расписных блюда, произведенные в конце XIV—начале XV века в заморском Измире, побуждают вспомнить охватившую цивилизованный мир того времени страсть: поиск секрета белого солнца царей—китайского фарфора. Долго она не оставляла в покое и создателей найденных в Балаклаве блюд.
Конечно, блюда турецких ремесленников, наделенных высочайшим мастерством,—не китайский фарфор. А китайский фарфор—не турецкая керамика: тончайшая, звонкая, покрытая глазурью с нанесенным на нее кобальтом богатым орнаментом. С открытием китайцев смело можно поставить в один ряд открытие турок из Измира.

В Античном зале, где проходила дискуссия за «круглым столом», без колебаний поверишь мастеру парадоксов Максимилиану Волошину—поэту, художнику, критику, журналисту и чуточку археологу. Видимо, после раскопок у Карадага на плато Тепсень «чуточку археолог» писал: «Возрождение, воскресшая любовь к древности разрушили гораздо больше произведений искусства в одно столетие, чем все варварство в тысячу лет… Любовь к искусству всегда разрушительнее забвения». Поспорить с Максимилианом Волошиным, опровергнуть его можно, разве что приступив вершить дела по сохранению произведений древности.
Заседание президиума Союза музеев проходило на открытом весеннем солнце в месте, лучше которого невозможно подобрать,—в Античном театре. Со сцены, на которой был установлен стол президиума, говорилось не столько о достижениях, сколько о том, как двигаться вперед. Президент СМР М.Б. Пиотровский категорически высказался за активное участие музейщиков в законотворчестве настолько, насколько это возможно. «Если это делают за нас,—заметил Михаил Борисович,—то получается, что действуют не в интересах музеев, не в интересах культуры».
В настоящее время в этой сфере разрабатывается новое законодательство. М.Б. Пиотровский настаивал на том, чтобы музейщики добились автономии в принятии решений, возвращении утраченных льгот и привилегий, налоговых послаблений. Важно иметь действенный договор между сферами культуры и государственной власти. В настоящее время музейные учреждения наиболее посещаемы, и этим доверием людей к ним надо дорожить.
Союз музеев России будет прирастать новыми и ассоциированными членами, появятся также их территориальные отделения. Образованы профильные секции союза: панорам и диорам, городских музеев… Координатором секции археологических музеев стала директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» С.Е. Мельникова.
В ходе дискуссии за «круглым столом» в античном зале и в Античном театре на заседании президиума Союза музеев России М.Б. Пиотровский высоко отозвался о работе севастопольских музеев вообще и «Херсонеса Таврического» в частности. Так, в музее-заповеднике «много сделано и много делается», что находит затем распространение в родственных учреждениях культуры страны. Например, «Херсонес Таврический» назван чемпионом в таком приоритетном начинании, как введение свободного посещения гражданами музея. Дело это тонкое и в то же время, как меч, обоюдоострое. Высокий гость из города на Неве отметил также крупные перспективы, намеченные для «развития МЗ «Херсонес Таврический». Прежде всего это появившееся новое направление в исследовательской деятельности—подводная археология. Недалеко то время, когда берега городища обретут защиту от губительных штормов. К тому же, существенно укреплена материальная база для хранения фондов музея.
С приветственным словом к гостям города-героя обратился заместитель губернатора Севастополя Ю.И. Кривов.
Участникам расширенного заседания президиума Союза музеев России была предоставлена возможность ознакомления с достопримечательностями города и южного берега Крыма.

 

А. КАЛЬКО.
На снимках: М.Б. Пиотровский и С.Е. Мельникова; в «зале» Античного театра.
Фото автора.

Другие статьи этого номера