Вот-вот валом на город обрушатся мероприятия, связанные с завершением учебного года в вузах, техникумах, колледжах, школах… Первыми по этому поводу собрались учащиеся и выпускники, пожалуй, самого молодого, самого необычного учебного заведения—Батарейной школы. Без риска ошибиться можно назвать ее адрес: музейный комплекс «35-я береговая батарея».
В назначенное время колонны ребят выстроились у входа в подземелье, овеянное славой подвигов последних защитников Севастополя. Были отданы сопутствующие моменту рапорты, торжественно прозвучал гимн города-героя, оглашены поздравления.
Заместитель директора музейного комплекса Т.И. Уманская, в частности, сказала, что основатели и строители объектов мемориала на мысе Херсонес мечтали о том, чтобы в первую очередь музей посещали дети, чтобы он стал их вторым домом. Сегодня мы видим: все так и случилось.
На построение по случаю завершения учебного года на легендарной 35-й береговой член попечительского совета, депутат законодательного собрания Севастополя А.А. Кулагин приехал с поручением передать привет ребятам и их наставникам от участников церемонии открытия памятника на высоте героев. Там, на Мекензиевых горах, на пути рвавшегося к Севастополю врага встала стеной малая числом, но беспредельно храбрая команда 365-й зенитной батареи во главе со старшим лейтенантом И.С. Пьянзиным. После шести дней ожесточенных боев все орудия батареи вышли из строя. В самый кульминационный момент боя тяжелораненый командир вызвал огонь артиллерии на себя. Ценой жизни батарейцев враг был остановлен.
По иному подобному поводу один из непрошеных пришельцев был объективен: нас одолели не воины с другой стороны, а учителя, воспитавшие их в духе любви к Родине. Об этом тоже напомнил Александр Андреевич.
Нынче новое поколение наставников прививает чувство патриотизма, беззаветной преданности России правнукам и праправнукам героев Великой Отечественной.
Зачитывается приказ директора музейного комплекса «35-я береговая батарея» В.И. Володина. В нем есть пункт о поощрении группы учителей ряда городских школ за проявленные творчество, энтузиазм в воспитании молодой поросли севастопольцев, в частности, за реализацию проекта «Внуки героев». А.А. Кулагин и В.И. Володин вручили благодарственные письма и почетные грамоты И.В. Бурмистровой (средняя школа № 32 имени Л.В. Бобковой), Р.А. Ткаченко (Детская морская флотилия имени адмирала Н.Г. Кузнецова), С.В. Смирновой (средняя школа № 16 имени Героя Советского Союза В.Д. Ревякина), Н.В. Сухоруковой (средняя школа № 22 имени Н.А. Острякова)…
Свидетельства об окончании батарейной школы из рук Александра Андреевича и Валерия Ивановича приняли 50 выпускников (в прошлом году их было 42). На итоговых испытаниях, говорится в приказе, они показали «хорошие знания по истории Великой Отечественной войны, владение навыками поисковой и исследовательской работы».
К подножию гранитного обелиска, установленного у входа в подземелье 35-й береговой батареи, участниками церемонии были возложены цветы.
Вручение наград отличившимся ребятам и командам школ города было продолжено в выставочном зале административного здания музейного комплекса. В частности, победителями проекта «Внуки героев» были признаны команды «Бастион» и «Пехотинцы» (во второй раз), возглавляемые Артемом Кимом и Даниилом Цуприком (2-я гимназия и 14-я средняя школа).
В истекшем учебном году проводились также конкурсные игры по военно-патриотической тематике: «До встречи, мой Севастополь!», «Вектор мужества». В них призовые места завоевали следующие команды: «Ревякинцы» (средняя школа № 16 имени Героя Советского Союза В.Д. Ревякина), «Ребята севастопольской прописки» (средняя школа № 45), «Бастион» (вторая гимназия), «Экипаж» (средняя школа № 44 имени Героя Советского Союза В.В. Ходырева), «Спецназ» (средняя школа № 32 имени Л.В. Бобковой), «Юные моряки» (Детская морская флотилия имени адмирала Н.Г. Кузнецова), «Крепость» (средняя школа № 22 имени Николая Острякова)… Персонально отмечены командиры некоторых из них.
______________________________________
—Батарейная школа—это продолжение организованного у нас в 2011-2012 годах лектория,—сказала в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» заместитель директора музейного комплекса «35-я береговая батарея» Т.И. Уманская.—Заниматься у нас тогда выразили желание учащиеся средних и старших классов 2-й гимназии. Их сменили сверстники из средней школы № 57. Это был, как принято говорить, пилотный проект. В ходе его осуществления мы пришли к выводу: никакой обязаловки, никакой гонки за количественными показателями не должно быть. Только желание ребят заниматься в батарейной школе, о чем могли заявить они сами, их родители или учителя, необязательно классные руководители. Дело добровольное.
Случается, например, что из 30 учащихся иного класса занятия у нас посещают 15-20 мальчишек и девчонок. Вспоминаю случай, когда пришли к нам всего трое ребят. Переживали, но очень скоро к ним присоединилось еще не менее полутора десятка одноклассников. В другом случае один мальчик поменял школу, но к нам на 35-ю береговую батарею приходил с прежним составом. Пик занятий в батарейной школе приходится на холодную пору года. Больше всего непогода проявляет себя у нас, на берегу моря. «Может, пропустим лекцию?»—попробовала пожалеть таким образом своих воспитанников учительница. «Ирина Петровна,—взмолились те,—мы не можем и не должны пропускать занятия».
—Татьяна Ивановна, назовите, пожалуйста, преподавателей батарейной школы.
—Это исключительно научные сотрудники, методисты и экскурсоводы музейного комплекса. У каждого своя тема. Степан Самошин, например, свои встречи с ребятами посвящает истории обороны Севастополя как составной части летописи Великой Отечественной войны. Елена Макарова избрала такое направление, как «Медицина в период обороны города». Елена Шипицина взялась вести курс под названием «Береговая оборона». Наталья Железнякова независимо от того, занята она в учебной аудитории или нет, встретит и проводит каждую группу учащихся. Если бы официально существовала должность директора школы, то это была бы Наталья Владимировна—человек творческий, пионер в лучшем смысле этого слова.
—С годами программа занятий претерпела изменения?
—Процесс развития присущ каждому живому делу, работе с детьми—тем более. Так, сотрудники МЧС привезли обезвреженные снаряды, мины, патроны, обнаруженные в городе и его окрестностях. Наталья Железнякова и заведующий фондами Андрей Могила инициировали занятия на общую тему: «Угрозы из прошлого». Темы занятий возникают при проведении у нас выставок—таких, например, как в настоящее время под названием «По-фронтовому».
—Какие отношения складываются с учреждениями образования?
—Мы имеем на руках договоры, заключенные с рядом школ. В средней школе № 14 нашему сотрудничеству было посвящено заседание методобъединения. Вот-вот группа ребят из этой школы поедет в «Артек», где представит рассказ о 35-й береговой батарее. В департаменте образования работа батарейной школы получила поддержку. Мы дорожим сотрудничеством с педагогическими коллективами школ и желанием, чтобы подвижнический труд учителей, которых мы принимаем у себя вместе с учащимися, учитывался при карьерном росте, оценке их профессионального мастерства.
* * *
…В зале, куда пригласили ребят и гостей, на видном месте поместили полуметровой высоты бронзовое скульптурное изображение князя Александра Невского. Это—почетная награда Всероссийского общественного фонда его имени. Ею были отмечены программа и деятельность батарейной школы музея 35-й береговой по итогам 2016 года.
А. КАЛЬКО.
Фото автора.