ЖКУ: плачУ и плАчу!

«В добрый путь!»

«Вовремя ли вы оплачиваете счета по жилищно-коммунальным услугам? Есть ли у вас претензии к ЕИРЦ?»—этот вопрос был задан нашим читателям не случайно. В Севастополе жители массово не платят за коммунальные услуги, о чем рассказал журналистам директор ГУПС «Единый информационно-расчетный центр» Иван Дрёмов. Севастопольцы задолжали более 780 млн рублей за воду, отопление, капитальный ремонт в многоквартирных домах. По данным Единого информационно-расчетного центра, задолженность населения города за потребление жилищно-коммунальных услуг с каждым годом увеличивается. Так, сумма долга за услуги, предоставляемые управляющими компаниями, на 1 января текущего года составила 223 млн 465 тыс. рублей, задолженность перед ГУПС «Водоканал»—173 млн 563 тыс. рублей, «Севтеплоэнерго»—272 млн 483 тыс. рублей, НКО ФСКР (капремонт)—112 млн 477 тыс. рублей. Почему же люди отказываются платить? Это мы и попытались выяснить с помощью нашего традиционного «Вопроса в лоб».

 

Ситуация «аховая»

Первыми претензии от имени севастопольцев директору ЕИРЦ высказали присутствующие на состоявшемся в конце апреля пресс-подходе журналисты. Отметив, что люди, как правило, перестают оплачивать счета, если с чем-то не согласны, поинтересовались, что делать, если человек платит напрямую в ресурсную организацию, а факт платежа в квитанции ЕИРЦ не учитывается?
Отметив, что долг у плательщика возникает не перед ЕИРЦ, а перед заказчиком или поставщиком услуг (квитанция лишь отображает информацию, которая поступает в расчетный центр), Иван Дремов пояснил, что его ведомство сейчас решает задачу, как при прямых расчетах потребителя с поставщиком сократить срок поступления в ЕИРЦ информации об оплате.
—В идеале это сутки, но платежным агентам разрешено обрабатывать информацию в течение трех суток,—сказал он.—Информация об оплате через банк, почту отражается, как правило, через два дня в «Личном кабинете» потребителя. Если по истечении 10 дней оплата не отобразилась в «личном кабинете» или не была учтена в платежке следующего месяца, то, скорее всего, этот платеж где-то «завис» или от непосредственного поставщика услуг не до конца пришла информация об оплате. Возможно, платеж поступил, но был разнесен не так корректно, как считал абонент. В целом же за последние два месяца обращений по поводу непоступивших платежей у нас не было.
Многие поначалу не оплачивали счета ЕИРЦ: имея прямой договор, оплату производили непосредственно поставщику… На 1 января 2018 года у нас в городе сложилась, по моему мнению, достаточно «аховая» ситуация с задолженностью населения по оплате жилищных и коммунальных ресурсов—780 млн рублей. Это та сумма, которая сегодня не позволяет ресурсоуправляющим компаниям (ГУПС «Водоканал», ГУПС «Севтеплоэнерго», Фонд капремонта и т.д.) в полной мере осуществлять работу с теми услугами, которые они оказывают населению. Как можно оказывать услуги при том, что сумма задолженности так велика?
—Как быть, если в квартире никто не зарегистрирован, а счета выставляются?
—Обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает в первую очередь у собственника, а потом у всех зарегистрированных вместе с ним. Поэтому мы подаем иск к собственнику, так как выяснить, проживает он там или нет, сдает кому-то свое жилье, практически невозможно. Поэтому, если в квартире никто не зарегистрирован, в случае отсутствия информации о постоянно либо временно проживающих начисления производятся на одного собственника или на всех собственников, которые владеют жильем. Если человек может подтвердить, что он не проживает и не сдает жилье, мы делаем перерасчет.
Говоря о проблеме двойных платежей в квитанциях, Иван Дремов отметил, что они могут быть связаны с увеличением тарифов, например по вывозу мусора. Но в целом подобных проблем нет.
—А что делать с жалобами по расчетам за мусор?—тут же последовал вопрос.
—Сначала необходимо обратиться к тому, кто выставил счет. Далее, если это необходимо,—в «Роспотребнадзор», департамент городского хозяйства—цепочка достаточно длинная. Обычно проблематику, которая возникает на нашем уровне, мы стараемся разрешить. Если необходимо внести изменения в тот или иной параметр, необходимый для расчета (количество проживающих или зарегистрированных, либо площадь, либо норма), мы производим необходимый перерасчет,—успокоил директор ЕИРЦ и призвал севастопольцев своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
—Хочу попросить севастопольцев активизировать работу по оплате жилищно-коммунальных услуг, погасить задолженность,—сказал Иван Дремов.—Управляющие компании в значительной мере улучшили свою работу. В то же время то население, которое не платит, перекладывает проблемы на плечи наших пенсионеров. Это те люди, которые каждый месяц производят все платежи в стопроцентном объеме. У меня такое впечатление, что за коммунальные услуги не платит именно работающее население…

 

Претензий к ЕИРЦ нет!

Директор ЕИРЦ сделал ставку на пенсионеров и не ошибся. Как показал наш опрос, они действительно самые сознательные плательщики.
—Проживаю в поселке Кача на улице Ударной,—сообщил первым дозвонившийся в редакцию газеты наш подписчик с 54-летним стажем Александр Гаврилович Макаров.—Мне уже 82-й год, и я знаю, что для всех пожилых людей оплата ЖКУ—дело святое. Последнюю копейку отдаем! Претензий к ЕИРЦ лично у меня нет: счета приходят вовремя, и я их всегда вовремя оплачиваю. Считаю, что все севастопольцы должны быть сознательными, от этого зависит жизнедеятельность нашего города.
—До последнего времени у меня претензий к ЕИРЦ не было,–продолжает разговор Людмила Викторовна.—Как в 2014 году набегалась по инстанциям, перерасчеты все сделала, так все четко и шло. Квитанции оплачиваю вовремя, никаких долгов у меня нет. Вот только с мусором неразбериха. У нас в квартире прописаны два человека, собственников тоже двое. Но с марта почему-то за обращение с ТКО плату начали начислять только на одного человека. Ходила в ЕИРЦ—послали разбираться к паспортистке. Вот и думаю, кого и на каком основании из квартиры выписали без нашего ведома, меня или сына.

 

Сколько раз собственник, столько раз и плати?

Если Людмиле Викторовне плату «за мусор» недоначислили, то с очередной нашей собеседницы взяли вдвойне.
—У меня есть квартира, в которой я прописана и живу,—рассказывает Ирина Евгеньевна.—Кроме того, я являюсь собственником одной четвертой части квартиры, доставшейся мне в наследство после смерти отца. Так вот, с марта за обращение с ТКО с меня начали брать плату сразу по двум адресам. Обратилась в ЕИРЦ—сказали, что раз у меня право собственности по двум адресам, то и платить я должна за мусор дважды, иных вариантов нет. Теперь вот плачу и плачу. Интересно, а те, у кого в собственности по три-четыре доли в разных «недвижимостях», тоже несколько раз за обращение с ТКО платят? Какие же тогда деньги собирает единый региональный оператор по обращению с ТКО–ГУП «Благоустройство города Севастополя», если людям по нескольку раз за одну и ту же услугу счета выставляют? Три шкуры дерут с севастопольцев, а никому до этого и дела нет. Куда эти деньги идут и куда смотрят сотрудники прокуратуры и «Роспотребнадзора»?
И действительно, куда? Это Ирина Евгеньевна плачет, но платит. А другие просто перестают платить вообще.

 

Наведите порядок!

—Причина долгов в том, что все счета в одной платёжке! –считает Владимир Иванович.—Как только я перестаю быть согласен с суммой по одной из услуг, тут же перестаю платить, потому что заплатить за остальные услуги, минуя пропорциональный разброс между всеми, в том числе и той, с оплатой которой я не согласен, невозможно. Разбейте платежи на части по каждому виду услуг отдельно! Это увеличит собираемость в разы. А еще ЕИРЦ было бы неплохо организовать работу касс по приему платежей. В субботу и воскресенье кассы не работают, а в рабочие дни приём платежей завершается в 16.45. Очереди в кассы с 15-го числа каждого месяца—сумасшедшие! Прием денежных средств от бытовых потребителей услуг ЖКХ должен быть удобен и доступен. Обеспечьте прозрачность начислений, возможность осуществлять платежи, задавать вопросы и получать ответы непосредственно из «Личного кабинета»! Наведите порядок, и тогда люди будут платить вовремя.
—У меня пожелание к сотрудникам ЕИРЦ: работать порасторопнее, и тогда задолженностей не будет,—продолжает разговор проживающая в доме № 49 на ул. Горпищенко Людмила Анатольевна Решетникова.—Мне неправильно начислили плату за потребленную электроэнергию—16 апреля отнесла в расчетный центр, что на ул. Горпищенко, 44, акт на перерасчет. До сих пор ничего не сделано. До этого по холодной воде начислили плату за 20 лишних кубов—целых два месяца без толку ходила, по 2-3 часа в очередях сидела. Перерасчет сделали только после того, как к директору ЕИРЦ обратилась.

 

Так платить или не платить за ЖКУ?

На этот вопрос у каждого есть свой ответ. Но, по словам Ивана Дрёмова, расчётный центр уже активно занимается теми, у кого есть долги.
—В прошлом году мы активно начали работу по предупреждению задолженностей,—сказал он.—Начиная с октября многие граждане стали жаловаться на то, что начали получать предупреждения с долговыми обязательствами. Те, кто согласен, погасили задолженность, кто не согласен, начали процедуру сверки. В 90% случаев мы доказали правоту выставленной задолженности.
На вопрос, возможно ли списать долги по сроку давности, Иван Дремов сообщил, что списывать задолженность никому не будут.
—Ресурсоуправляющие компании и мы, как служба, призванная погашать задолженности, стараемся не допустить того, чтобы задолженность была списана,—сказал он.—Человек услугу получил, потребил ресурс, так почему те, кто платит, должны оплачивать чью-то задолженность? Если же потребитель отказывается добровольно оплачивать задолженность за жилищно-коммунальные услуги, поставщик услуг имеет право взыскать задолженность в судебном порядке. Только за февраль мы получили порядка ста судебных приказов и работаем в данном направлении далее…

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

 

* * *

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «Уже очень скоро мы будем отмечать 235-летие Севастополя. Каким вы видите будущее города-героя? На что следует обратить внимание, чтобы жизнь в Севастополе стала еще лучше?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 18 мая, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 21 мая.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера