Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Из Ласпи в Балаклаву

Успех похода выходного дня определяется многими факторами. Один из них—запас светового времени на возвращение домой при любых отклонениях от графика движения. Потому уже в 6 часов утра нужно покинуть квартиру и устремиться в путь....

Успех похода выходного дня определяется многими факторами. Один из них—запас светового времени на возвращение домой при любых отклонениях от графика движения. Потому уже в 6 часов утра нужно покинуть квартиру и устремиться в путь. Пока, правда, еще в роли пассажиров транспорта. Прогулка от Ласпинского перевала до Балаклавы займет 7-8 часов для группы средней подготовленности. Спортсмены проходят маршрут за 3 часа, пробегают—за 2. Наша цель на этот выход была простой: полюбоваться видами, снять видеофильм и сделать пару десятков фотографий. А потому и запас времени мы немного увеличили. В 7 часов уже стояли на тропе.

 

Тропою из Ласпи…

Добраться до Ласпинского перевала можно рейсовыми автобусами от автовокзала Севастополя, направляющимися в Алушту, Ялту и Форос. Можно и на пригородных автобусах от автостанции на 5-м километре Балаклавского шоссе доехать до поворота на Орлиное и Тыловое, а дальше пройти на юг по шоссе с километр. С перевала когда-то вниз серпантином уходила старая дорога на Батилиман. Сейчас она снесена оползнями и засыпана камнепадами. Но шлагбаум сохранился. Вот от него и начинается подъем к вершине горы Куш-кая (Птичья скала). Это высшая точка сегодняшнего маршрута, и к ней ведет тропинка под сенью леса. Сначала тропа почти горизонтальная, как бы дает возможность путнику размяться после раннего пробуждения. Но потом она становится все круче. Лесные пионы распускаются по обе стороны тропы. Поляны пионов видны в просвете деревьев.
Здесь преобладают дуб пушистый, граб, кизил. Чудом сохранились экземпляры можжевельника. Его нещадно вырубали браконьеры в течение последних 30 лет, везли в подпольные мастерские по производству сувениров на потеху туристам. Годами вдоль тропы валялись макушки и ветви вырубленных деревьев, брошенные добытчиками деловой древесины. Сейчас этих куч уже нет, но пеньки еще можно заметить. При любовании цветами и попытке их фотографировать стоит помнить о подстерегающей опасности со стороны красивейшего цветка—купины неопалимой, или ясенца. Ожог можно получить не только от прямого контакта с цветком, но и от окружающего цветок благоухания. Шрамы от этих цветов сохраняются годами.
Тропа из Ласпи на Балаклаву существовала всегда. Были разные её варианты. Но недавно организаторы Большой Севастопольской тропы установили деревянные столбы с информационными табличками. Очень полезное новшество указывает местонахождение путника и перспективу его движения в том или ином направлении. Есть даже координаты для вызова спасательного отряда в случае ЧП. Вот только номера столбов не совпадают с номерами, указанными на сайте БСТ (возможно, на одном из сайтов). Но это и неважно, так как часть столбов даже имеет собственные имена по месту установки. Каждый новый столб на пути укрепляет веру путника в свои силы и подтверждает правильность выбранного направления.
Через 20-30 минут тропа круто устремляется вверх. Вот тут очень полезны трекинговые палки как дополнительные точки опоры. После дождя глина на склоне размокает, становится очень скользкой. Корни деревьев создают видимость надежных ступенек, но и на них уповать не стоит. Как только справа от тропы показались скалы, ждите синего неба в просветах между деревьями и выполаживания тропы. Самая крутая часть маршрута пройдена. Вы уже на плече хребта Кокия-Бель. Здесь есть несколько площадок с видом на Ласпинскую бухту и мыс Сарыч.
На северо-востоке видны Чернореченское водохранилище и вся Байдарская долина. Правее—величественный массив горы Ильяс-кая и «пальцы» Храма Солнца. Если вы развернетесь на запад, то взгляд упрется в сплошную стальную сетку 3-метрового забора. Яркие веселенькие таблички гостеприимно приглашают вас посетить загон-вольер, полюбоваться оленями, кабанами. Проходим вдоль этого бесконечного забора к вершине Куш-кая. В лесочке встречаем руины каменного сооружения. Это все, что осталось от наблюдательного поста, построенного в начале ХХ века и взорванного в 1942 году.
Любители-краеведы придумали красивую легенду о культовом характере строения и даже назвали эти руины останками храма Ильи, установили деревянный крест из веток. У подножия креста в нише—несколько иконок, огарки свечей, мелкие монеты. Сохранилась железобетонная емкость—накопитель для воды. И вода в ней есть, но наличие большого количества мусора делает эту воду пристанищем комаров и мошек. Для питья она непригодна.

 

К вершине мыса Айя

Вершина Куш-кая имеет уходящий на восток куполообразный склон. Это традиционное место встречи альпинистских групп, совершивших восхождения по стене Куш-кая. Здесь базируется и отряд спасателей при проведении аварийно-транспортировочных работ. Триангуляционный знак давно срезан на металлолом. Но есть деревянный православный поклонный крест. Внизу хорошо видны базы отдыха «Батилиман», подводников, троллейбусного управления, чуть правее—бывшая БО «Айя», построенная Министерством дорожного строительства СССР и впоследствии переданная для реабилитации «чернобыльцев». В последние годы при Украине семья президента Януковича полюбила этот райский уголок, обнесла его высоченным каменным забором, разрушила старое здание здравницы, начала строить новый дворец. Проход на эту территорию и сейчас закрыт, но строительные работы ведутся активно.
Пора в путь! В нескольких метрах от вершины в заборе загона-вольера есть подпружиненная калитка. Смело входим в загон и по хорошо протоптанной тропе устремляемся на запад к вершине мыса Айя. Вновь встречаем пионы и ясенец. Цвести они будут до середины июня в зависимости от погоды. Лес вдоль тропы изрыт кабанами. Но этот зверь ведет ночной образ жизни, и встретить его днем на тропе—большая удача. Учтите, что мамаша маленьких поросят не очень приветствует такие встречи, не ищите приключений на свои части тела.
Здесь, на самой кромке скального мыса, располагался радиолокационный наблюдательный пост Черноморского флота. Информация о кораблях передавалась в штаб флота. При необходимости целеуказания могли передаваться и непосредственно на ракетные дивизионы «Сотки». Военный городок давно, еще при советской власти, был демонтирован. Остались крытые навесы для машин и стены некоторых зданий. С видовой площадки мыса можно полюбоваться Севастополем и Балаклавой, мысами Феолент и Херсонес. На севере стоят стеной скалы массива Кокия-бель. Вот под их основание и идет наш путь. Эти скалы из Балаклавы не видны, но они сливаются в одну линию с контуром Спящей Красавицы.
В лесной чаще у пересечения троп есть искусственный ставок-поилка. Вода бурая от настоя листьев и глины. Но следы кабана и здесь присутствуют. Встречаем первые группы туристов, вышедших накануне из Балаклавы. Они заночевали в лесу в загоне и после позднего подъема направляются в Ласпи. Группы человек по 20-25. Одна группа московская, другая—«сборная солянка» из всех городов Крыма. Все довольны походом, улыбаются, восторгаются красотами, охотно дают интервью на камеру.
Тропа петляет по лесу, темному и влажному. Нас обгоняет несколько туристов-одиночек, вышедших с Ласпиского перевала позже нас. Темп у них высокий, да и тропу они эту знают хорошо. Проходим ещё один водоем и приближаемся к середине маршрута. Позади осталось 9 км. Этот пункт носит название «круги». Но никакой романтики в названии нет: на поляне лежит колесо тросового механизма. Видимо, когда-то, еще при строительстве верхнего ракетного дивизиона, остался лишним ролик от экскаватора. Вот его матросы-шалуны и катанули вниз со скалы.
Полянка красивая, палаток на 10-15 вполне пригодна для ночевки. Но у кострища накопилась гора мусора, пластика, водочных бутылок. Немного мусора забираем с собой. До Балаклавы осталось 9 километров. Вот теперь можно сказать, что дорога закончилась, начинается козья тропка. Она взлетает круто вверх, спускается вниз, петляет среди скал и промоин. Кажется, еще один поворот—и мы у цели. А цель—родник Айязьмы. Встречаем большое количество туристов уже сегодняшнего похода. На скале есть забитые стальные анкеры, ступени и трос. Довольно удобно и безопасно.
Солнце уже припекает, а местность открытая. Головные уборы вовсе не бесполезны. Да и длинные рукава футболки не мешают. Видим группу людей в коротких шортах, сандалиях и с голым торсом. По ярко-малиновому цвету кожи понимаем, что гости города очень жадны до дармового загара. Сколько им придется кремов от ожогов втирать—неведомо. На всякий случай показали им ясенец, объяснили, что это за цветочек на тропе растет. Явно озадачили гостей. Такого подвоха они не ожидали. Еще час пути—и начинается спуск к роднику. Вот тут и трос, и ступени крайне необходимы. Установлены они со знанием дела. Теперь здесь могут относительно безопасно передвигаться и старики, и дети.

 

Минуя «Бочку смерти»…

У родника—столпотворение. Встречные и параллельные группы стоят в очереди за водой, трапезничают на камнях и полянках. На самом деле родник несколько выше по склону. На тропу выходит только накопитель-оголовок. Бетонная емкость собирает воду и по мере необходимости через тонкую трубочку выдает живительную влагу. В жаркий летний полдень—спасительный источник. Но за качество воды никто не ручается. Женщины, набравшие воду в пластиковые бутылки, тщательно затыкают стальную трубу сухой веткой: воду беречь нужно!
От родника тропа идет на запад. Когда-то здесь была вполне проезжая грунтовая автодорога. Ещё в 1987 году к роднику и дальше при тушении лесного пожара проезжал наш УАЗ и лесхозовский ГАЗ-66. После пожара, невзирая на все старания лесников и волонтеров, лес так и не восстановился. Оползни активизировались, склон кусками пошел вниз. Дороги больше нет, а тропка мечется среди промоин.
Продолжаем отмечать в своем конспекте номера столбов и их расположение. Большая поляна с массой палаток туристического лагеря остается по правую руку. Грунтовая дорога с Инжира круто поднимается к заброшенному 2-му (нижнему) ракетному дивизиону «Сотки». Через гаражные блоки и разрушенные казармы можно выйти в село Оборонное. Влево дорога ведет к «Бочке смерти» на Южный форт. Мы же уходим вниз на сосновые террасы к тропе на Ближний пляж.
Сверяем часы. На маршруте мы находились ровно 8 часов. С учетом видео- и фотосъемки, двух привалов с яблоками и бананами результат вполне предсказуемый. В Балаклаву на набережную спустились минута в минуту согласно своему графику.

 

В. ИЛЛАРИОНОВ.
Фото автора.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ